На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • vg avanesov
    Юля, а вот схемку, интересно, сюда никак не выложить?Г.П.Щедровицкий. ...

«Коммуналка»

«Коммуналка» что это?

Коммуналки уходят в прошлое, точнее уходят в прошлое коммунальные квартиры.

А с ними и тот быт, что их наполнял и тот опыт «общения»  между соседями.  Сейчас, «Коммуналка» ассоциируется с коммунальным платежом за квартиру. А если уходит опыт, то все сложнее объяснять новому поколению, что же такое коммунальное поведение.

У нового поколения нет такого опыта «общения» непосредственно на коммунальной кухне.  

А на ОДИ, было принято обозначать этим слово «Коммуналка» определенный тип поведения участников Игры. Объясняя, что стоит за «коммунальным» типом поведение, ГП Щедровицкий, обычно приводил пример, как ведут себя соседи на коммунальной кухне. И участники игры, через пример, ухватывали не понятие, а как бы эмоциональное отношение к коммунальному поведению. Коммунальное поведение, опознавалось через это эмоциональное восприятие и опыт, или точнее через эмоциональное неприятие.

После этого участники ОДИ старались не строить общение как «на коммунальной кухне».

На ОДИ коммунальное поведение переставало транслироваться как норма работы и культуры. А тех, кто не подчинялся этой норме, исключали из работы (или просто не тратили на них время, или не отвечали на их вопросы, или не замечали). То есть, «коммунальщики» в сообществе ОДИ становились «изгоями» и не принимались методологическим  сообществом. Назвать поведение человека «коммунальным» было равносильно оскорблению. За этим стояло, что человек не может вести содержательную коммуникацию, и не может выйти в рефлексию и «посмотреть на себя со стороны», то есть он не сможет в результате выйти в Мышление. А так как коммуникация считалась средством выхода в мышления, а мышление было высшей ценностью ОДИ, то все, что вело к разрушению коммуникации, жестко исключалось из работы.

Скорее всего, какая то, часть установки на ОДИ, была спроектирована так, что бы выявить среди участников ОДИ «коммунальщиков». После Установочного доклада на игру, они обычно все «всплывали».  На сколько, я понимаю, их принято было еще обозначать буквой «Г….» (тем, что всегда плавает на поверхности и не тонет).
Их выявляли, и далее, если они и после объяснения ГП про «коммуналку», не меняли свой стиль поведения, то с ними переставали работать.
Зачастую самыми не довольными участниками ОДИ были «коммунальщики». Именно они, разносили негативную славу о методологии, о ГП и о ОДИ.
То есть, человек пришел себя показать, а ему это не дали, да еще потом говорили на непонятном для него языке (а он и не мог понять, так как даже не пытался). И какой результат- все плохо, это людям «дурят голову». Коммунальщик, он  же «все знает и всегда прав».

 

 

Признаки «коммунальщика»:

- Утверждения «Я всегда прав, я все знаю, вы не знаете»

-Не умение слушать

-Не умение вести диалог на понимание

-С легкостью переходят на личностные оскорбления

-Всегда ищут повод для скандала. Внешне, иногда оформляют такой скандал как «Борьба за справедливость, порядок  и.т.д».

- Втягивают в свой скандал других.

-Влезают в чужие скандалы

-Устаивают борьбу (через скандал) за власть и авторитет на «общей кухне».

-  Им нужна аудитория  для скандала, что бы доказать свою правоту и показать чужое унижение.

- Если будет возможность, то перейдут от скандала к подлым поступкам.

- Не умеют (вовремя) останавливаться,

-Стараются по мелочи отомстить «соседям» за «все плохое»

Внутренние чувства: «Злости, зависти, стыда»


Еще на ОДИ для описания коммунальной ситуации использовали так же, словосочетание  «Воронья слободка".  Ильф и Петров замечательно передали атмосферу коммунальной кухни.

 

Воронья слободка
«Между тем обитатели большой коммунальной квартиры номер три, в которой обитал Лоханкин,  считались людьми своенравными и известны были всему дому частыми скандалами и тяжелыми склоками. Квартиру номер три прозвали даже «Вороньей слободкой».

Иносказательно: 
1. Скандальная коммунальная квартира (большая семья). 
2. Рабочий коллектив, где царят зависть, интриги, взаимное недоброжелательство итд 
Пороть или не пороть Лоханкина? 

"Золотой теленок" 

 


"Рассеянный Лоханкин не оценил важности демарша, предпринятого гражданином Гигиенишвили, и таким образом проморгал начало конфликта, который привел вскоре к ужасающему, небывалому даже в жилищной, практике событию. Вот как обернулось это дело. Васисуалий Андреевич по-прежнему забывал тушить свет в помещении общего пользования.

Да и мог ли он помнить о таких мелочах быта, когда ушла жена, когда остался он без копейки, когда не было еще точно уяснено все многообразное значение русской интеллигенции? Мог ли он думать, что жалкий бронзовый светишко восьмисвечовой лампы вызовет в соседях такое большое чувство? Сперва его предупреждали по нескольку раз в день. Потом прислали письмо, составленное Митричем и подписанное всеми жильцами. И, наконец, перестали предупреждать и уже не слали писем. Лоханкин еще не постигал значительности происходящего, но уже смутно почудилось ему, что некое кольцо готово сомкнуться.

Во вторник вечером прибежала тетипашина девчонка и одним духом отрапортовала: -- Они последний раз говорят, чтоб тушили. Но как-то так случилось, что Васисуалий Андреевич снова забылся, и лампочка продолжала преступно светить сквозь паутину и грязь. Квартира вздохнула. Через минуту в Дверях лоханкинской комнаты показался гражданин Гигиенишвили. Он был в голубых полотняных сапогах и в плоской шапке из коричневого барашка. - Идем, - сказал он, маня Васисуалия пальцем. Он крепко взял его за руку, повел по темному коридору, где Васисуалий почему-то затосковал и стал даже легонько брыкаться, и ударом в спину вытолкнул его на средину кухни. Уцепившись за бельевые веревки, Лоханкин удержал равновесие и испуганно оглянулся. Здесь собралась вся квартира.

В молчании стояла здесь Люция Францевна Пферд. Фиолетовые химические морщины лежали на властном лице ответственной съемщицы. Рядом с нею, пригорюнившись, сидела на плите пьяненькая тетя Паша. Усмехаясь, смотрел на оробевшего Лоханкина босой Никита Пряхин. С антресолей свешивалась голова ничьей бабушки. Дуня делала знаки Митричу, Бывший камергер двора улыбался, пряча что-то за спиной. - Что? Общее собрание будет? - спросил Васисуалий Андреевич тоненьким голосом. - Будет, будет, - сказал Никита Пряхин, приближаясь к Лоханкину, -- все тебе будет. Кофе тебе будет, какава! Ложись! - закричал он вдруг, дохнув на Васисуалия не то водкой, не то скипидаром. - В каком смысле ложись? - спросил Васисуалий Андреевич, начиная дрожать. -- А что с ним говорить, с нехорошим человеком! – сказал гражданин Гигиенишвили. И, присев на корточки, принялся шарить по талии Лоханкина, отстегивая подтяжки. - На помощь! - шепотом произнес Васисуалий, устремляя безумный взгляд на Люцию Францевну. - Свет надо было тушить! - сурово ответила гражданка Пферд. - Мы не буржуи - электрическую энергию зря жечь, - добавил камергер Митрич, окуная что-то в ведро с водой. - Я не виноват! - запищал Лоханкин, вырываясь из рук бывшего князя, а ныне трудящегося Востока. - Все не виноваты! - бормотал Никита Пряхин, придерживая трепещущего жильца. - Я же ничего такого не сделал. - Все ничего такого не сделали. - У меня душевная депрессия. - У всех душевная. - Вы не смеете меня трогать. Я малокровный. - Все, все малокровные. - От меня жена ушла! - надрывался Васисуалий. - У всех жена ушла, - отвечал Никита Пряхин. - Давай, давай, Никитушко! - хлопотливо молвил камергер Митрич, вынося к свету мокрые, блестящие розги. - За разговорами до свету не справимся.

Васисуалия Андреевича положили животом на пол. Ноги его молочно засветились. Гигиенишвили размахнулся изо всей силы, и розга тонко запищала в воздухе. - Мамочка! - взвизгнул Васисуалий. - У всех мамочка! - наставительно сказал Никита, прижимая Лоханкина коленом. И тут Васисуалий вдруг замолчал. "А может быть, так надо, - подумал он, дергаясь от ударов и разглядывая темные, панцирные ногти на ноге Никиты. - Может, именно в этом искупление, очищение, великая жертва... " И покуда его пороли, покуда Дуня конфузливо смеялась, а бабушка покрикивала с антресолей: "Так его, болезного, так его, родименького!" - Васисуалий Андреевич сосредоточенно думал о значении русской интеллигенции и о том, что Галилей тоже потерпел за правду. Последним взял розги Митрич. - Дай-кось, я попробую, - сказал он, занося руку. - Надаю ему лозанов по филейным частям. Но Лоханкину не пришлось отведать камергерской лозы. В дверь черного хода постучали. Дуня бросилась открывать. (Парадный ход "Вороньей слободки" был давно заколочен по той причине, что жильцы никак не могли решить, кто первый должен мыть лестницу. По этой же причине была наглухо заперта и ванная комната. ) - Васисуалий Андреевич, вас незнакомый мужчина спрашивает, - сказала Дуня как ни в чем не бывало. И все действительно увидели стоявшего в дверях незнакомого мужчину в белых джентльменских брюках. Васисуалий Андреевич живо вскочил, поправил свой туалет и с ненужной улыбкой обратил лицо к вошедшему Бендеру. - Я вам не помешал? - учтиво спросил великий комбинатор щурясь. - Да, да, - пролепетал Лоханкин, шаркая ножкой, - видите ли, тут я был, как бы вам сказать, немножко занят... Но... кажется, я уже освободился? И он искательно посмотрел по сторонам. Но в кухне уже не было никого, кроме тети Паши, заснувшей на плите во время экзекуции. На дощатом полу валялись отдельные прутики и белая полотняная пуговица с двумя дырочками."

 «Коммунальная квартира»:
Классические сцены «коммуналки», они, в общем и целом, однотипны: герои ведут диалог «на кухне», туда вламывается кто-то из соседей и на тех же скандальных нотах вмешивается в диалог при том, что более логичным было бы, к примеру, просто попросить говорить потише или подождать, пока разговаривающие уйдут. В конце концов, герои имеют право на некоторую приватность. И скандалы начинаются прямо с порога.

 Скандалящие «на коммунальной кухне» граждане, их дети и внуки, готовые поднять скандал ради примуса и так и не понимающие очень простой границы между частным и общественным. Которым проще высказать претензии на визгливых нотах на кухне – чтобы все соседи знали, какая Людка «…» и как она своими сгоревшими макаронами общую плиту заляпала, чем постучать вечером в комнату соседа и попросить в другой раз варить эти макароны аккуратнее.

Коммуналка, когда оппонента надо не просто обидеть, но и унизить.
В скандале «на коммунальной кухне» не возможно выяснение того, что произошло на самом деле (в пространстве общественной дискуссии) и какие из этого надо сделать выводы.

Надеюсь, эти образы и описание, помогут сформировать внутреннее отношение и умение отличать коммунальную ситуацию от другой…

 

Картина дня

наверх