http://www.fondgp.ru/lib/congress/conventions
Материалы 2-го Методологического съезда
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Г.П. ЩЕДРОВИЦКОГО
Уважаемые товарищи!
Вы, конечно, понимаете насколько знаменательным является нынешнее событие для Московского методологического кружка и для меня лично тоже. Я хочу сказать несколько слов, объясняющих тематику этого обсуждения.
Где-то в конце лета 1987 года или с начале осени мы пришли к твердому убеждению, что два направления нашей работы - с одной стороны, практику игр, а с другой стороны, разработку теоретических представлений методологии - необходимо различить и разделить. Это решение влекло за собой целый ряд организационных действий, которые мы не могли осуществить сразу, не остановившись. Поворот, который определялся этим убеждением, продлился примерно полтора года, и вот сейчас мы начинаем реализовать его уже в теоретическом плане.Вы понимаете, что мне хотелось восстановить приоритет и примат теоретических разработок, опережающих практику работы ММК. И это, если хотите, основная целевая установка этой конференции (этого съезда) в моем представлении.
Я надеюсь, что нам удастся справиться с этой задачей и наметать программу теоретических исследований, которая могла бы осуществляться без существенных изменений и откатов назад, ну примерно, лет пятьдесят. Дальше намечается ряд вопросов, которые надо решить к концу съезда - 14-го числа. Но возможные альтернативные предложения я бы хотел наметить сейчас.
Если полагать, что линия, которую я обсудил сейчас, пройдет, то намечаются следующие темы. Я познакомился за вчерашний день с тезисами, и мне особенно понравились двое из них: тезисы Сергея Валентиновича Попова и тезисы Семёна Зайчика, которые называются: «С.Зайчик и конец СМД-методологии». Эти тезисы в сути своей идентичны, я у меня даже возникло подозрение, не является ли С. Зайчик одним из псевдонимов Сергея Валентиновича. Но меня убедили, что С. Зайчик действительно существует, только он не приехал и не сможет перед вами здесь выступить, что очень жаль.
Оба документа понравились мне откровенностью позиции. Хотя, на мой взгляд, построены на одной и той же ошибке, поскольку там в фундаменте лежит убеждение, что теоретические представления есть единственная организационная форма, которая задает смысл движения. Я же исхожу из того, что таких форм по меньшей мере две: знание есть лишь одна из этих форм, а вторая представлена человеческой жизнью. Эта проблема для философии достаточно традиционная, хотя я так понимаю, что в широком сознании методологов эта идея ещё не осела. Поэтому С.В. считает, что схема мыследеятельности закрывает развитие методологии. С.В. настаивает не необходимости развития, и я понимаю основания, из которых он (в тезисах) исходит, поскольку он работает в пространстве оргуправленческого действия.
Тут я начинаю улыбаться и говорю: "Коллеги! Надо перейти в пространство развития, и никакое знание и никакая схема, если вы делаете такой шаг, не закроет вам возможности активной работы". Но я благодарен С.Зайчику, который очень красиво прокомментировал одну из проблем, которая возникает в нашей работе. Поэтому, думаю я, нам придется дальше решать вопрос, определяя тему III Съезда 91 года, а может быть и 92-го; и темы, намеченные этой оппозицией: с одной стороны "Мыследеятельность и сознание" - одна тема, а вторая - это "Знание и способ деятельности как формы представления методологической мысли и методологической жизни" . Правда, Александр Прокофьевич Зинченко предупредил меня, что меня выведут, если я буду настаивать на рассмотрении вопросов жизнедеятельности, и я понимаю, что он прав, но я все-таки буду настаивать на необходимости этой темы. И никуда Вы, Александр Прокофьевич, от этого не денетесь. Поэтому передо мной стоит вопрос, по какому из этих направлений нужно двигаться. Наверное, по обоим, но в определенном порядке.
Итак, различные формы организации собственно методологической работы - одна тема, а вторая - это взаимоотношения между культурными образованиями, коим является схема мыследеятельности, и индивидуальными действиями и жизнью, с другой стороны. И в этом плане, мне кажется, действительно надо различать теоретические исследования мышления и деятельности. ИССЛЕДОВАНИЯ, я подчеркиваю, и действия, которые никакими знаниями не задаются, а задаются только людьми. Здесь я согласен с Семеном Зайчиком в его рассуждениях и с Сергеем Валентиновичем Поповым. Но он сегодня будет докладывать и сможет исправить все те ошибки, которые я сделал, вольно или невольно.
Вот на этом бы я и закончил свое вступительное слово.
ИЗ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ДОКЛАДА Г.П. ЩЕДРОВИЦКОГО
"...итак, первое. Нужно дать оценку программе 54-57 гг. в большом историко-философском и научном контексте, а после этого посмотреть на историю ММК. ...Я полагал, что программа СМД-методологииг выдвинутая в 54-57 гг., является величайшей программой XX века, и других, равных ей по значимости и сопоставимых по тотальному эффекту и результату, в XX веке вообще не было. ...Переходя ко 2-му пункту, я утверждаю, что в истории философии и науки ни по темпам, ни по широте постановки проблем, ни по глубине не было ничего подобного тому, что сделал ММК за 35 лет. И это очень важно мне для оценки ситуации, поскольку проходящий ныне съезд, с одной стороны, есть переломный момент в истории развития этой научно-философской программы, а с другой стороны, определен предшествующими 35-ю годами работы и всей историей европейской философии и науки. ...Мы переживаем момент перехода от движенческой формы к институциализированным структурам. Мы будем жить в условиях, когда у нас будет много центров, групп. Когда будут происходить дискуссии между группами. И каждый выступающий будет представлять концепцию определенной группы, крыла или направления... Я не сторонних институциадизации, я за движение. Но она происходит...
...Я считаю, что одно из важнейших направлений предстоящих разработок есть построение СМД-эпистемологии или теории знания... Я бы дополнил этот блок построением теории науки как института. Это вполне выполнимо, эффективно ипрактично.
...Дальше. Надо описать советское социалистическое предприятие со всем его дерьмом и со всей обеспечивающей его идеологией. И вы получите подлинный научный результат. ...Нам нужна теория образования или СМД-педагогика., и это следующее важнейшее направление. ... Я полагаю также, и выделяю этот момент особо, что нам нужна концепция регионального развития. И это один из важнейших моментов, вокруг которого надо сосредотачивать игры, конференции и разработки. Я полагаю, что очень важна еще экология. И в этом плане нам нужны группы теоретиков и прямой теоретической работы.
...ММК существовал, выжил, усилился и развернул себя за счет поддержания и сохранения содержательного отношения. Это главное условие нашей работы...Но при этом я бы ограничил вот это обилие игр и делал бы перевал а сторону конференциальной работы, систематических обсуждений... Надо делать упор на конференциальном обсуждении, ставить темы, продвигаться в них, заслушивать доклады, где есть результаты, идеи и результаты."
Свежие комментарии