На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • vg avanesov
    Юля, а вот схемку, интересно, сюда никак не выложить?Г.П.Щедровицкий. ...

Г.П.Щедровицкий о вредной теоретической концепции в педагогике и о потребности в индивидуализации (читай в тьюторстве).

(Материал подгтовлен для  группы  "Тьютор и тьюторство в России"  http://www.facebook.com/groups/tutora/

Г.П.Щедровицкий  о вредной  теоретической  концепции  в педагогике  и  о потребности в индивидуализации (читай в тьюторстве).

 В 1964 году Г.П. Щедровицкий  сделал доклад « О необходимости типологических исследований в психологии и педагогике // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. Тезисы докладов на межвузовской конференции.      Текст  здесь -  http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/15

Прошло 47 лет,  и только сейчас в России  началось развиваться тьюторство, как социальный институт ,  способный изменить существующее до сих пор  положение в педагогике.

 Размещаю тезисы из доклада Г.П.Щедровицкого.

1.       Как в педагогике, так и в психологии широко распространено убеждение, что существует закономерная линия психического развития ребенка, в которой последующие состояния однозначно определены предшествующими. Считается, что эту линию психического развития можно выделить и исследовать.

2.       . При этом ни слова не говорится о существующей в современную эпоху системе обучения и воспитания. Вследствие этого и создается иллюзорное впечатление, что речь идет о закономерностях психического развития как такового.

3.       Наверное нет ничего более вредного для практического дела совершенствования системы образования, чем эта ложная теоретическая концепция.

4.       Не существует никакой закономерной линии «естественного», натурального психического развития ребенка. Система усвоения средств деятельности и развития психики, а тем самым фактически система обучения и формирования является одной неразложимой системой.  

5.       Траектория, по которой идет ее изменение, зависит от задаваемой извне последовательности объективных средств и способов деятельности, а вместе с тем и от опосредованно определяемых ими механизмов усвоения.

6.       ..эта последовательность сама зависит от определенных внешних средств, можно даже сказать, определяется ими; во всяком случае, она существует как необходимая последовательность лишь при определенной системе воспитания–обучения и соответствующего ей развертывания механизмов усвоения.

7.       При этих условиях она не может быть нарушена и заменена иной. Когда мы пытаемся миновать какие-то звенья ее или просто составить новую последовательность формирования, то, как правило, терпим фиаско.

8.       Но значит ли это, что вообще невозможна та новая последовательность формирования, которую мы хотим и пытаемся составить? Нет, не значит. Вполне правомерно допустить, что при иной системе обучения, при ином формировании самих способностей к обучению мы сможем осуществить формирование индивида в новой системе и новой последовательности, существенно отличающейся от прежних.

9.       Таким образом, получается, что существует отнюдь НЕ ОДНА ТРАЕКТОРИЯ  формирования индивида ……

10.   Перед педагогом стоит задача определить ту «кратчайшую» или оптимальную траекторию единой системы обучения-формирования, которая в наименьшее время приводила бы индивидов к нужному состоянию. И эту систему нельзя получить, исходя только из телеологически заданных требований или ориентируясь только на существующие системы обучения-воспитания.  (Потребность в новой позиции – тьюторстве. Доб Цой Л.Н.)

11.   Чтобы ответить на этот насущный педагогический запрос, нужен совершенно особый план исследования, который может быть назван «типологическим». В самом общем виде он может быть охарактеризован как метод предельного расшатывания существующей системы обучения и развития, как метод выявления наиболее расходящихся траекторий формирования в каждой из «точек» существующей системы обучения и развития.

12.   Характер «разрывов» (и конфликтов – доб. Цой Л.Н.) , создаваемых педагогом в ситуациях обучения, и характер средств «подсовываемых» им учащимся для преодоления этих разрывов, всегда, при любой системе образования, детерминированы предшествующим развитием способностей ребенка: все разрывы и средства, выходящие за границы определенной «близости» или, как говорил Л.С.Выготский, «зоны ближайшего развития», не будут приняты ребенком и произойдет «естественный отбор».

13.    Но это ограничение является довольно «свободным» и допускает целый ряд различных линий движения, различных траекторий. Для любой «точки», достигнутой в развитии, существует определенное «пространство» допустимых движений, а следовательно ¾ ряд различных траекторий, лежащих в пределах «ближайшей зоны». Суммируясь, эти расхождения, сравнительно небольшие в каждой точке, в целом дадут очень большое различие и разброс возможных траекторий формирования.  

14.   Задача, очевидно, заключается в том, чтобы для каждого этапа и каждой ступеньки, существующей системы образования найти максимально допустимые отклонения, не нарушающие и не затрудняющие еще самого учения. (Здесь выход на картирование, метод тьютора в стратегической навигации  – доб. Цой Л.Н.)

Картина дня

наверх