На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • vg avanesov
    Юля, а вот схемку, интересно, сюда никак не выложить?Г.П.Щедровицкий. ...

Онтологическое пространство


ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В.Степанов

Старший научный
сотрудник филиала
 НИФХИ им Л.Я. Карпова, к.ф-м.н.

Тезисы доклада

Представлены схемы отологического пространства интерактивного взаимодействия в системомыследеятельностном подходе Г.П. Щедровицкого. Введен принцип дуализма мышления и деятельности в гуманитарных науках. Предъявлен метод оптимизации ресурсов сторон  взаимодействия по критерию развития системы деятельности.

Presented are schemes of the ontological space of interaction in G.P.Schedrovitzky’s
system-and-thinking approach. The dualistic principle of thinking and action in
humanities is introduced. A method is demonstrated to optimize the resources of
the interaction participants using the criterion of development of the system of action.



В основу бытия в системомыследеятельностной  методологии 
(СМД-Ме) Г.П. Щедровицкого положен мир мышления (М) и деятельности (Д),
или мыследеятельности (МД) как их дуального единства, представленный на
интернет-площадках[1],[2],[3],[4],[5],[6],
две из которых – интерактивны5,6. Коммуникационные отношения двух
интерактивных позиционеров могут быть представлены как конкурентная Д одной
стороны над Д-ю другой стороны с захватом части общих ресурсов этой совместной
Д, что подобно Д-сти по организации, руководству и управлению (ОРУ)4
как Д над Д. Об этом Г.П. Щедровицкий4 говорил: «…управляемый объект
находится внутри системы управления, он «захвачен», ассимилирован управляющей
системой. Кстати, поэтому управляющая система — всегда захватническая,
паразитирующая. Это нужно четко знать. Иного отношения не может быть. Но захват
это очень интересный — это захват мыслью.

…чтобы осуществить этот захват, надо развить средства прогнозирования, средства проектирования, средства
исследования возможных траекторий. И тогда оказывается, что вся тайна и специфика управленческой
деятельности заложена в наших знаниях
». (Выделено Степановым).  Подобные схемы захвата ресурсов позиционерами
интерактивной Д представлены на рис. 1.

Сх. 1 – классическая схема оргтехнической системы4
(ОТС), «матрешечная» схема «захвата» управляемой системы системой управляющей.
Этот захват осуществляется мышлением (М) для корректирующего воздействия на
самодвижущуюся управляемую систему и направления её движения к желаемому
управленцами положению в будущем. Сх. 2 относится к политике4: «Это
когда две системы пытаются взаимно уп­равлять друг другом, когда обе
захватывают друг друга с претензией на управление, и обе не в состоянии этого
сделать, и между ними развертывается столкновение». В итоге заключается
политический договор о разделе сфер влияния или долей ресурсов в общей системе Д. 




 
 
    

Рис. 1. Преобразование схемы ОТС в схему ресурсов противоположностей. 1 – «захват», 2 – конкуренция за захват, 3 – пересечение
ресурсов сторон в области совместной Д, 4 – доли ресурсов сторон в области совместной Д.

Сх. 3 выражает более общую ситуацию, когда система
управления (Упр) и система исполнения (Исп) обладают разными ресурсами (под
ресурсами понимается всё, что используется в Д: материалы, ценности, цели, интересы,
знания, методы, нормы, продукты, затраты труда, 
и т.д.), тотального захвата нет, а их взаимодействие происходит в общем
пространстве пересечения ресурсов сторон с соответствующими долями употребления
этих ресурсов.  Сх. 4 отдельно выражает
общие ресурсы Упр и Исп с соответствующими им долями, разделяемыми штриховой линией.

Стороны Упр и Исп составляют единый дуальный объект
интерактивной  Д: с одной стороны они
противопоставлены друг другу, противоположны и полярны, а с другой –
дополнительны друг другу, отдельно существовать не могут, составляют единое
целое – единый системный объект Д. Упр без Исп - бессильно, а Исп без Упр –
бесплодно.

Для дальнейшего обсуждения общие ограниченные
ресурсы Упр и Исп удобно изображать в относительных единицах отрезком прямой
линии единичной длины с указанием на нём долей ресурсов сторон в пределах от 0
до 1 при общей сумме 1(т.е. 100%).  Понятно, что на концах отрезка Д исчезает,
ресурсы не используются, эффективность отсутствует, а в промежутке между ними
она зависит от соотношения этих долей, что можно отображать на ортогональной
оси координат. Соответствующие результаты показаны на Рис. 2[7],8.




Рис. 2. Оптимизация распределения ресурсов интерактивной деятельности по критерию её развития.

На рис. 2 показана схема оптимизации7, 8
Д по параметру её развития (Р) или какого-либо другого показателя эффективности
(Эфф). На горизонтальном отрезке отложены в относительных единицах ресурсы
(время, материальные, духовные, информационные, финансовые и др. затраты)
какого-либо типа Д, отнесенные к её дуальным полюсам на концах отрезка
единичной длины в дополняющих долях целого, отложенных на верхней и нижней
шкалах (если доля одного полюса х, то другого – 1- х). На вертикальных осях
отложена скорость Р этого типа Д в относительных единицах (т.е. в долях за
единицу времени, или темпы роста), либо иной показатель Эфф (прибыль,
производительность, безопасность, результаты экзаменов, рейтинги по опросам и
т.д.). Понятно, что если все ресурсы относятся только к одному полюсу Д, а у
другого они отсутствуют, (например, полная хаотическая свобода без всякой
организованности в социуме, или наоборот, полная догматическая заорганизация
без всякой свободы), то Р не происходит, даже наоборот, идет деградация этого
типа Д (поскольку энтропийные процессы хаотизации идут везде и всегда как
закономерность бытия, а им противостоят только процессы Р в Д). Очевидно, что
если на полюсах интерактивной Д Р отсутствует, то оно происходит между ними, и
где-то в точке оптимального распределения ресурсов оно максимально (графики 1 и
2). Точка максимума, конечно, зависит от множества обстоятельств и развитости
технологий в социуме. Определение этого оптимума и является проблемой Р данного
типа Д, онтологической проблемой, требующей разработки соответствующей
концепции и соответствующих методов предметной Д, превращающих проблему в
задачу. Но совершенно очевидно, что двигаться к крайностям, за которые часто
идет сражение (свобода или заорганизованность в абсолюте), просто бессмысленно,
что неоднократно наблюдалось в различных революциях, приводящих к антагонизму
и  разрухе в результате реализации
крайностей (ослабление власти или диктатура, ликвидация частной либо
общественной собственности). А вот примеры НЭП в СССР, преобразования Ф. Д.
Рузвельта в США и Дэн Сяопина в Китае являют образцы оптимизации экономики. Это
же проявляется в Сингапуре и в Скандинавских странах. Т.е. невидимой руке рынка
требуется видимая рука государственного либо корпоративного управления, и наоборот.



Рис. 3. Онтологическое пространство системной мыследеятельности.


На рис. 3 представлено трёхмерное Декартово онтологическое пространство в СМД-Ме Г.П. Щедровицкого.

Оно состоит из трёх ортогональных координатных осей в форме отрезков единичной длины, обозначающих
дуальные пространства ресурсов М, Д и этики (Э). На концах отрезков обозначены
дуальные противоположности (дополнительности):  Д – естественная (Е) и искусственная (И), М –
логическое (ЛоМ) и чувственно-образное (ЧуМ8), Э – Добро (Бог, Долг,
идеалы) и Зло (Демон, соблазны, эгоизм), аналогично полюсам пространственного
отрезка ограниченных ресурсов интерактивной Д на рис. 2, а каждый отрезок
представляет собой дуальное целое двух противоположностей. Соответственно, для
каждого пространственно-координатного отрезка существует колоколообразная
кривая оптимизации ресурсов интерактивной Д полярно-противоположных сторон, а
все вместе они образуют в 4-мерном пространстве поверхность оптимизации
ресурсов Д всех сторон этого 3-мерного онтологического пространства. Конечно,
учет ресурсов всех сторон в конкретных условиях представляет собой неимоверно
сложную задачу, требующую разработки соответствующих методик и алгоритмов
расчета, однако общая ориентация в этом пространстве необходима всем участникам
интерактивной Д для получения положительных результатов, заключающихся в
развитии МД  как высшей цели ценности человечества, обеспечивающей его будущее.

Разработка конкретных показателей Р Д является
отдельной задачей, для сферы образования это могут быть результаты экзаменов и
олимпиад, профессиональная конкурентоспособность и востребованность выпускников
в различных сферах Д, уровень патриотизма, порядочности, нравственности и
морали, уровень образовательных методик, публикаций и изобретений
преподавателей, показатели здоровья и оптимизма обеих сторон интерактивной Д. А
главная ориентации в этом онтологическом пространстве интерактивной Д – не
впадать в крайности сторон, разрушающие саму систему Д, искать место её
оптимизации в конкретных условиях, анализируя ситуацию и возможности её сдвига
к оптимуму. Большинство оценок эффективности преподавательской Д проявляется с
задержкой во времени, т.е. носят отложенный характер.

30.11.11.



Картина дня

наверх