На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • vg avanesov
    Юля, а вот схемку, интересно, сюда никак не выложить?Г.П.Щедровицкий. ...

Конфликт и действие

Евгений Запоточный .Тезисы ШОК(Школы Одесской конфликтологии)

Цитата из Щедровицкий П.Г. Социум. Семейная игра 2011. Онтология: Социум.

"для того чтобы задать первую исходную точку нашего рассуждения, приведем две цитаты. «Понятие действия, - писал Макс Вебер в 1902 году, - включает в себя всё человеческое поведение тогда и в той мере, в какой действующий индивид придает ему субъективный смысл». Далее: «Действие является социальным в той мере, в какой с помощью приданного ему действующим индивидом субъективного смысла оно принимает во внимание поведение других и таким образом оказывается ориентированным на него».

 

тез1. Несовпадение субъективного смысла и учета поведения других будет всегда служить источником конфликта. Вебер достаточно четко различает действие и поведение. Действие он выражает, как часть осмысленного поведения.

 

тез2. Шок у индивида возникает когда он понимает насколько велика пропасть между формами осмысления собственного поведения и формами осмысления его теми, другими, которые  значимымы для индивида.

 

Хроника событий в дискуссиях по обустройству конфликтологии из (дискуссия 11ноября 2011г) http://www.facebook.com/groups/113417548762818/

    • Любовь Цой Евгений Запоточный: - " Люба, Вас уличают в авторитарности. Может ли конфликтолог быть авторитарным? ............могу Вам сказать, что ШОК (Школа Одесской Конфликтологии, самопровозглашенная мной) и ОШК-организуемой по обоюдной инициативе сформированна в результате моего самоопределения в реальных условиях диалога с Любовью -я предоставляю конфликтологическую площадку, а Л.Цой предоставляет свою авторскую методику-заметьте -площадка экспериментальная-авторска я методика может сломаться, а может выжить, а может трансформироваться и развиться.

    • Любовь Цой Методика может сломаться только в случае отсутствия конфликтов, в остальных случаях будет только развиваться и трансформировться.

    • Евгений Запоточный Результат в эксперименте всегда есть.

    • Геннадий Школьный А в чем тогда эксперимент? В организации школы, развитии методики? Или в чем другом?

    • Евгений Запоточный Для меня эксперимент обозначен темой "Конфликт в Мыследеятельности". Может оказаться что нет никакой конфликтологии(и это будет ШОК для конфликтологов) а есть мыследеятельность с внутренним противоречием и проблемой, а может оказаться, что такая наука и практика возможны если они смогут воспроизводится, как мыследеятельность .Т.е. если конфликтология это нечто умозрительное и недеятельностное или активное но не мыслительное, то это не практика, а социальное проявление обывательской псевдонаучности, а если окажется, что в на идее конфликтологии можно выстроить мыслительную деятельность, то нужно далее строить программу развития конфликтологии. Я в миртесен http://smd.mirtesen.ru/blog/43505860579/Kak-nam-obustroit-konfliktologiyu.---SHOK---SHkola-Odesskoy-konf наметил регионально-тематическую модель, обозначив функции конфликтологических региональных центров...Немного самонадеянно, но ничего с этим поделать не могу.

      Продолжение размышления у парадного подъезда Одесской школы конфликтологии 
      участники Л.Цой конфликтолог разработчик и реализатор авторской методики школ конфликтологии , Е.Запоточный автор идеи ШОК(Школа Одесской Конфликтологии)

    Любовь Цой .  Евгений пишет: -"Т.е. если конфликтология это нечто умозрительное и недеятельностное или активное но не мыслительное, то это не практика, а социальное проявление обывательской псевдонаучности, а если окажется, что в на идее конфликтологии можно выстроить мыслительную деятельность, то нужно далее строить программу развития конфликтологии." Я не подерживаю интенцию снижения значимости того, что уже есть. Такую интенцию рассматриваю как проявление родовой травмы методологизированных игротехников вышедших из ОДИ. Снизить значимость того, к чему не приоложил ни усилий, ни времени , ни таланта и на этом фоне подсунуть свои поверхностные размышления и нежезнеспособную идею, свои измышлизмы, считаю верхом цинизма. Если разрабатывать новый подход в конфликтологии, то необходимо провести критику существующего, но без снижения значимости. Родовые травмы одишников на школе будут проявляться, как ими распорядиться по-хозяйски - будем думать вместе.

    Евгений Запоточный  - Я говорю искренне и на грани откровенности. Я не вижу снижения значимости а даже наоборот-установка на осмысленный и критический разбор того с чем собираешься иметь дело. это не снижение.И я не думаю ,что конфликтолог должен злоупотреблять оценочными суждениями типа -цинизм, измышлизм, родовые травмы. Это ничего не добавляет осмысленности, хотя и провоцирует ..но на что?

    Я отвечал на вопрос Геннадия про эксперимент. Есть рабочая версия эксперимента и я её изложил. Если моя версия окажется ошибочной или надуманной то я её выброшу. Мне не жалко расставаться с иллюзиями. Эксперимент вещь беспристрастная.

     Любовь Цой Евгений, если ты не видишь, какие слова ты употребляешь и какой они несут смысл для представителей той дициплины, которую ты называешь "умозрительное и недеятельностное или активное но не мыслительное, то это не практика, а социальное проявление обывательской псевдонаучности", то значит у тебя развита СЛЕПОТА. Это позволяет тебе совершать коммунальную провокацию/инцидент для развития комунального конфликта. И тогда тебе придется иметь дело с конфликтом, который ты сам инициируешь и самому из него выходить. Поэтому, язык будет предметом конфликтологического анализа. И еще одно важное замечание. Евгений, ты несешь определенную культуру ОДИ, она конфликтогенная в процессе коммуникации именно по причине провокаций, которые ты продемонстрировал и даже не увидел. Проблема не в том, что это провокация, а проблема в том, что ты ее не увидел. Ты спровоцировал конфликт, а кто его будет разгребать? Там где провокация бессмысленная , там я буду ее усиливать в адрес носителя провокации и делать остановку, чтобы добавить осмысленности. Поэтому, то, что ты искренне пишешь/действуешь, я в этом не сомневаюсь, как и в том, что в данном случае, неосмысленно действуешь.

    Евгений Запоточный  Пока что, я спровоцировал Вас, не ставя такой специальной цели. Мне важен исследовательский интерес а не конфликт сам по себе. Я предполагал Вашу бурную реакцию. Что в этом случае дальше? думаю что должна быть тема "СМД-методология и практика ОДИ и Конфликтология и практика Школ конфликтологии" Эта тема может быть рабочей и подготовительной, но так или иначе "родовые травмы"(а я говорю установка на мышление и деятельность) , как видите, проявляются и в них есть причина не психологического характера.

     Любовь Цой Объяснять, что это была рабочая версия после того, как ты ее изложил и спровоцировал конфликтно-коммунальную ситуацию, требуется вначале - это будет корректно и не будет воспринято как провокация. Но я ведь не против провокаций, я против того, чтобы методично не прорабатывать ситуацию, которую ты спровоцировал. Евгений: - "Пока что, я спровоцировал Вас не ставя такой специальной цели". Ты спровоцировал не меня, а ПРОБЛЕМУ, за которой возможно развитие конфликтной ситуации. И это проблема может быть как психологической, так и системной. Поверхностно проскакивать мимо нее, я не имею право.

    Евгений Запоточный Я её проверил. А где конфликтно-коммунальная ситуация? Я остался в схеме эксперимента. Просто воздействие на ситуацию с целью спровоцировать эмоциональный выплеск - еще не метод, а только повод для начала разговора по существу. Кое какие свои понятия и представления я ввел. Конфликт в поле МЫСЛИТЕЛЬНОГО эксперимента.

    Любовь Цой Конфликт в поле мыслительного эксперимента может появиться только из эмпирического плана. Если он там не обнаруживается участниками, тогда он не может появиться в мыслительном плане. И эксперименты в школе - это не эксперименты над участниками школы. Это экперименты над конфликтным материалом участников.

    Евгений Запоточный  Эмпирический план это опыт, у конфликтологов много опыта и опытов , но еще не было полноценного мыслительного эксперимента. Эксперимент это не выведение знаний из опыта,а получение знаний о теоретических конструкциях. Так например о понятии скорости,а не о шарике который катится по наклонной плоскости. Пусть он себе катится -одно другому не мешает.

     Любовь Цой  Евгений: -"Я её проверил. А где конфликтно-коммунальная ситуация? Я остался в схеме эксперимента". Вот теперь, я тебе Евгений - НЕ ВЕРЮ. Если ты ЧТО-ТО проверил, то что будешь делать с тем, что получил? Провокация как метод может быть только тогда признан как провокативные метод,только в случае, если он встроен в технологию работы в материалом провокации. А пока ты продемонстрировал не метод, а то , что может каждый чел.И таких поводов у нас будет великое множество. Но если ты хочешь войти в группу организаторов школы, то провокацией не имеешь право пользоваться. А вот провокативный метод обязан усвоить и освоить.

     Любовь Цой-  Евгений Запоточный: - " Эмпирический план это опыт, у конфликтологов много опыта и опытов , но еще не было полноценного мыслительного эксперимента. Эксперимент это не выведение знаний из опыта,а получение знаний о теоретических конструкциях... ". Евгений, на школу приедут участники со своим конфликтным материалом - это один пласт работы. Другой, пласт - методический, а что есть в конфликтологии и что с этим делать участникам. Третий пласт - мыслительный эксперимент, который притягивает методологизированных лиц. И в каждом пласте свои конфликты, с которыми надо что-то будет делать. Нагружать меня своей безответственностью к тотальности - можно, но тогда вопрос - А кто будет отвечать за последствия? У Дидковского Сергей тоже интенция на тотальность и после его игр, выходят травмированные лица. Превращать школу, куда приедут разного уровня подготовки участников, в сплошной и тотальный мыслительный эксперимент, то что, демонстрирует в соседней группе Соколов А. - это за пределами моей авторской технологии.

    Евгений Запоточный - Соколов, и тотальный мыслительный эксперимент здесь ни при чем. Разве я демонстрирую то же что и Александр? Это мой личный эксперимент, поскольку я ориентирован на мышление и мне нужно понять, что есть практика конфликтологии для меня. Это процесс моего самоопределения и позиционирования, чтобы не оказаться за пределами собственной осмысленности.

     Любовь Цой Принцип когнитивного минимума на школе позволит ограничить интеллектуальное насилие безответственных ОДИ-последователей.

    Евгений Запоточный Я тоже против безответственности во всех её проявлениях.

     Любовь Цой Что есть мышление? Это процесс установления связей между миром "вещей", действий, поступков и миром представления о них, миром теоретических конструкций и идей. И желательно термин "мышление" употреблять ясно и понятно, а не скрывать за ним то, что самому не понятно. Принцип: от простого сложного позволит делать остановки.

    Евгений Запоточный А кстати Геннадий Школьный, спровоцировавший меня своим вопросом "в чем эксперимент", конфликтолог, насколько я понял? Я же на его вопрос отвечал. Что он скажет - удовлетворен ответом или наблюдает за нашим диалогом?

    Евгений Запоточный Мышление для меня не термин, а реальность.

    Любовь Цой Это ни о чем. Вы что будет работать с конфликтным материалом исходя из свое реальности?

    Евгений Запоточный Я не умею работать с чужим, у меня своя действительность и другой быть не может, как и у других. В этом же проблема - как соотнести действительности.

    Любовь Цой Сначала надо четко разделить реальность и действительность мышления.

    Евгений Запоточный - C реальность. мышления я встречаюсь в своей действительности,

    и мне надо свою действительность сорганизовать с действительностями тех, кто тоже попал в мышление.

    -Ваша действительность "Конфликтология и авторская методика" 

    -моя - "Мыслительный эксперимент". 

    Если и то и другое из мышления, то надо искать общее. Есть процесс совместной разработки ОШК, я вижу его как экспериментальная площадка Од.Шк.Ко а Вы как место для реализации авторской методики. В чем здесь противоречие?


    • Интерактивный Урок конфликтменеджмента"Что делает конфликтология и для чего нужна Школа конфликтологии"
      Учитель Л.Цой
      Ученик Е Запоточный
      Урок начался с вопроса Сергею Сергееву, написавшего заманчивое слово "Конфликтменеджмент" на ФБ  http://www.facebook.com/groups/113417548762818/

    Евгений Запоточный Извините, Сергей, но так еще не понятнее. Пожалуйста, если можно, в чем заключается деятельность конфликт-менеджмента?

    Любовь Цой  Когда я задала вопрос что есть СМД-подход, то мне ни один участник не ответил на тот вопрос. Наверное, правильно, так как много работ есть на эту тему.

    Евгений Запоточный Детские вопросы заставляют отвечать по сути. Но на них сложнее всего отвечать. Методолог Ю.Громыко написал несколько учебников по СМД -методологии, где он стремился просто, по детски, изложить суть , но опять получилось сложно. Но задаваться такими вопросами, думаю, что полезно.

    Евгений Запоточный можно объявить конкурс, кто лучше сумеет в двух предложениях ответить на вопрос что есть...., На самом деле это, онтологический вопрос.

    Любовь Цой Конечно полезно. Один аспект только открою. Чтобы дистанцироваться от конфликтологии и от многочисленных учебников, переписанных из учебника в учебник, я взяла термин Ф.Глазла из его книги Конфликтменеджмент. Настольная книга для руководителей.

     Любовь Цой Евгений, прошу объяснить просто и доступно, что ты имеешь в виду под словом "онтологический".

    Евгений Запоточный Управление конфликтом или управление конфликтами? Когда я учился живописи, я прочел книгу про цветоведение, но самый лучший урок был когда я пошел с другом проф.художником на этюды, он мне показал как смешивать краски,сделав несколько замесов - и мне стало все очень понятно. Когда я слушал процесс проектирования игры ГП, мне тоже было все понятно. Практика вещь понятная но и и неуловимая.

     Любовь Цой Конфликтменеджмент - это инструменты диагностики, анализа, проектирования, планирования, программирования, трансформации и направления энергии конфликта.

    Евгений Запоточный Лучше бы я это слово не говорил. Могу пример - плоская земля на трех китах-это одна из онтологических картин,

    Любовь Цой А в контексте конфликтологии?

    Евгений Запоточный Направление энергии конфликта-это онтология. Я сразу себе представил конфликт как вспышку ,или взрыв а конфликт менеджмент создает направление и использует в мирных целях. Это вполне понятная картинка, и здесь используются категории физики.

     Любовь Цой Онтология как и мышление - обыденному сознанию- не понятные слова.

    Евгений Запоточный Ваша онтология кон-менеджмента вполне приемлема. На неё можно опираться только надо рамки обозначить , где это представление работает и помогает реально действовать.

     Любовь Цой А можно без слова "онтология".

    Евгений Запоточный Я же с Вами говорю а не с дворником(хотя есть такие дворники...)

    Евгений Запоточный Можем составить словарь запрещенных в Ко-менеджменте слов.

     Любовь Цой И со мной не надо так ругаться :-)

     Любовь Цой Может надо все-таки осознавать какие слова, где и когда мы их употреляем, чтобы они совершали определенные действия, а не просто произносились.

    Евгений Запоточный Я не ругаюсь - я пытаюсь исследовать новую для меня практику. Для начала хочу понять её , так сказать, идею. А кто как не Вы мне может в этом помочь?

     Любовь Цой Никакие слова не запрещаются

    Евгений Запоточный Кроме матерных.

     Любовь Цой Вопрос в том, для чего они употребляются

     Любовь Цой На уровне ИДЕИ, пока не могу четко сформулировать про язык конфликта.

     Любовь Цой Но язык на котором надо помыслить конфликт, отличается от языка. которым можно трансформировать конфликт и от языка управления конфликтом.

    Евгений Запоточный Когда я вижу идею, слова подбираются как бы сами собой, мной начинает говорить язык. Я это чувствую. Очень хорошо что есть такие как Вы, которые имеют свои схемы отсекающие лишнее. Вы знаете свои практические ситуации, где Вы работаете как конфликтменеджер…

    Евгений Запоточный Чтобы мне понять это для себя, мне нужно свою схему построить - и попробовать с ней что то сделать. Ей Богу, когда я вижу схему, проблема языка отпадает.

    Евгений Запоточный Когда я делал художественные выставки с немцами, не зная нем.языка, но поскольку мы были включены в общую деятельность, мы понимали друг друга без слов.

     Любовь Цой Я сейчас не знаю о какой схеме идет разговор.

    Евгений Запоточный Когда я собираюсь что то сделать, в моем представлении сначала складывается некий образ этого действия - и я его схематизирую пошагово , но для этого необязательно её рисовать, просто понимать из чего состоит действие и в каком порядке эти элементы развертываются.

     Любовь Цой Евгений, а что ты хочешь сейчас понять?

    Евгений Запоточный Каким образом энергия конфликта становится управляемой?

     Любовь Цой Я не отвечаю на подобные вопросы, так как я это делаю в реальном конфликтном взамиодействии в рамках школы.

    Евгений Запоточный  Но Вы ответили, что Вы это делаете. Это достаточный ответ. Моя рабочая версия, что Вы владеете искусством перевода энергии конфликта в управляемое русло.

     Любовь Цой в ограниченном образовательном пространстве - да

     Любовь Цой А в открытом социальном пространстве есть модели и технологии

    Евгений Запоточный Но теперь я думаю, как я должен готовиться и что делать на мероприятии где демонстрируется искусство перевода энергии конфликта в управляемой русло. У меня есть Есть шанс наблюдая за искусным построить технологию.

    Евгений Запоточный Значит внутри искусство и ремесло конфликт-менеджмента а в социальном пространстве-модели и технологии?

     Любовь Цой Есть разные уровни проявления конфликтов и на разных уровнях разные модели и технологии

    Евгений Запоточный И они транслируемы в Школе?

    Евгений Запоточный Я могу сказать что Школа Ко это форма трансляции технологий и моделей , посредством демонстрации искусства перевода энергии кон. в управляемое русло?

     Любовь Цой Нет не транслируются. Каждый участник сам работает со своим конфликтным материалом, разрабатывает собственные модели и технологии, с учетом поставленых задач

    Евгений Запоточный Ведь,если бы было достаточно описания технологии в языке и модели, тогда все было бы проще, но это не так -надо видеть как это работает.

    Евгений Запоточный А что тогда дает ему Школа?

    Евгений Запоточный Что он делает не сам а с помощью Школы.

     Любовь Цой Он осваивает МЕТОДЫ работы с конфликтным материалом, конструирует свой конфликти его развитие.

    Евгений Запоточный Значит передаются методы через освоение в работе со своим конфликтным материалом?

     Любовь Цой Да. Только в работе со своим материалом осваиваются методы и никак по-другому. Поэтому разговоры о том КАК - бесполезны, если нет своего материала.

    Евгений Запоточный Значит мне, как минимум, нужно ухватить метод,понять что я в нем должен взять для своего практического действия(конструирования конфликта) и найти способ которым я это действие осуществлю, потом этот способ закрепиться на мне и я буду уметь переводить энергию конфликта в управляемой русло? Про то что материал конфликта только мой и ни чей иной,даже не обсуждается-это для меня самоочевидно.

     Любовь Цой Да, примерно так.

    Евгений Запоточный Спасибо.

    Евгений Запоточный Метод конструктивного конфликтования очень привлекательная идея, потому что он сулит избавление от многих беспокойств, которые доставляет нам жизнь. Поэтому, видимо, конфликт менеджмент распространяется.

     

    Домашнее задание ответить на вопрос Л.Цой - "Твои задачи на школу остаются те же или поменялись?"

     Вот как после урока Сергей Сергеев***  поддержал Евгения Запоточного

    " У меня Есть шанс наблюдая за искусным построить технологию"

    Евгений, задача конечно на школу интересная...
    я помнится когда с Любовь Николаевной познакомился тоже с этого начинал
    сейчас я конечно бы начал с другого
    Но задачу такую можно ставить"


Картина дня

наверх