На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • vg avanesov
    Юля, а вот схемку, интересно, сюда никак не выложить?Г.П.Щедровицкий. ...

Любовь Цой. К построению учебной дисциплины СМД-конфликтология.

«Методология - есть форма организации всей жизнедеятельности людей".

( Соколов А.)

(Из  дискуссии  в  группе  «Технологии мышления. СМД-онтология»  http://www.facebook.com/groups/116519368435663/)

К  построению учебной дисциплины СМД-конфликтология.

Цой Л.Н.

  Мне (на своем авторском  курсе «Организационный конфликтменеджмент»)  приходится организовывать конфликт и «выворачиваться» каждый раз, занимая разные позиции то управленца, то проектировщика, то исследователя. И это проблемная ситуация, в которой я оказываюсь, помимо конфликтной ситуации, которую я создаю, в силу, с одной стороны, своей предметной дисциплины,  а с другой стороны - задач в игротехническом режиме. Как у преподавателя вуза, у меня нет возможности, чтобы эти позиции были заняты методологами. И действительно, конфликт на моем курсе изначально – это «особая, но технология принуждения/понуждения. И там очень много бессознательного, а при организованном конфликте» мне еще приходится применять манипулятивные техники. И в этом плане я также использую коммунальный и содержательный конфликт для ускоренного прохождения магистрантами самоопределения. Но в конце семестра – мы восстанавливаем всю технологию их процесса обучения, магистранты осваивают не только предметный материал курса, но и как он строился и с какой технологией они столкнулись.

 Кратко изложу  зарисовки технологичного процесса создания конфликтного пространства в рамках курса.  

Первое сопротивление всей аудитории происходит на первом занятии, в тот момент, когда я останавливаю свое внимание на факте опоздания магистранта на занятие. И задаю простой вопрос: «Почему Вы опоздали?» Вся аудитория возмущается и считает, что это неправильное действие преподавателя. Факт опоздания рассматривается мною, как конфликтоген, то, что порождает конфликт. Аудитория готова бойкотировать курс. Главная задача первого занятия - знакомство и обсуждение норм на курсе, построенном в игротехническом режиме, на принципах СМД-подхода. Главный принцип – эмпирическим материалом для занятий будут конфликтные ситуации и конфликты, которые предстоит разрешить магистрантам курса. (Никто не уходит).

 Первая трудность, которую испытывают магистранты на первом занятии, проявляется в тот момент, когда я им предлагаю рассказать о конфликте в их деятельности и жизни. С одной стороны, у них не хватает слов описать конфликт, а с другой стороны – почти ВСЕ считают, что это неэтично, рассказывать о своем конфликте. Неэтичность заключается в том, что «конфликт» – это их личное и интимное переживание и оно не для всех.

Первый эмоционально-отрицательный шок испытывает магистрант, когда я, как преподаватель говорю, что описанный им «конфликт» – это НЕконфликт. Но смириться с этим тезисом магистрант не может, а потому начинает доказывать наличие своего конфликта. Доказательство оформляются в эссе, в котором он должен описать свой конфликт и как (какими методами) его разрешить, по предложенному на курсе алгоритму.

                Первый эмоционально-положительный шок у магистранта появляется, когда он вдруг обнаруживает, что «конфликт» – это лишь одна из форм взаимодействия, указывающая на возможность ПЕРЕХОДА от проблемной ситуации к формулированию новой проблемы и постановке новых задач в ситуации деятельности или в жизни.

                Первый кризис жанра появляется в тот момент, когда магистрант осознает, что ему не хватает ресурсов по своей теме и начинает поиск литературы. Но некоторые магистранты останавливается на этом этапе, и переходят в подгруппу послушать. Это их выбор и он достоин уважения, но не поощрения. Магистрант, сделавший такой выбор, знает, что получит низкий балл.

                Первое открытие (инсайт) появляется у магистранта, когда он обнаруживает, что он сам творит «содержание» так называемого «конфликта» и имеет впоследствии дело с этим «содержанием», как творец.

                Первая грусть – надо быть ответственным за все, что порождаешь. Ответственность связана с самоопределением, самоограниченим, самопредъявлением, самоорганизаций, самоуправлением.

Первая новая проблема появляется, когда магистрант осознает, что курс закончился, а работы ему на всю оставшуюся жизнь, так как жизнь – это изменения. В случае, если он стремится к осмысленным изменениям, то ему придется иметь дело с конфликтами и проблемами.

 

Евгений Запоточный: - «Очень драматично. Я вспомнил сказку про Буратино, где один из персонажей говорит, что Буратино ждут впереди невероятные приключения и опасности».

Картина дня

наверх