На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • vg avanesov
    Юля, а вот схемку, интересно, сюда никак не выложить?Г.П.Щедровицкий. ...

Критерий успешности работы с мышлением - это появление условий для разговора о духовном ,там, где ранее таких условий не было

 

Тезисы «выхвачены» исходя из контекста обсуждения темы про экологию игр в СМД-подходе.

http://www.facebook.com/groups/116519368435663/?id=163284553... 

 

 Елашкина Анна  «Мышление как антропологическая практика: педагогический аспект»

«К сожалению, очень часто нравственное воспитание в школе выглядит как призывы следовать добру. Декларации не вызывают доверия….»

«Заметим, что разговоры о нравственности ведутся из представлений о том, что в мире существует добро и зло, и добро выше зла. Это парадигма вертикальной устроенности мира и человека, вертикальной ориентированности этики, позволяющей различить добро, стоящее над злом».

 «Какое отношение воспитательный процесс имеет к содержанию предметов? Время и ребенка, и учителей ограничено. Приходится выбирать: освоить новый материал по математике или сделать социальный проект. Хорошо было бы, если бы «предметное» и «нравственное» оказывались вместе, в одном педагогическом действии. Но, к сожалению, чаще всего они либо разнесены, либо сшиты очень абстрактно, формально…»

«  Мышление, будучи моментом целостной природы человека, имеет непосредственное отношение к воле и к духовной составляющей этой природы …»  

« При этом работа с мышлением невозможна, пока у учителя нет четкой модели мышления, которая бы…..»

«У любого хорошего педагога некая модель мышления и вообще представления о природе человека есть, но часто в непроявленном, непроговоренном состоянии. Обычно из-за нечеткого проговаривания базовой модели, принципов работы успешного педагога, возникают затруднения в передаче педагогического мастерства. Передаются алгоритмы как описание в методичке, как практическое упражнение, которое проводит мастер. Но часты случаи, когда без модельного видения неясно, почему в, казалось бы, одной и той же ситуации мастер совершает противоположные действия».  

«И дело вовсе не в психологических особенностях детей, а в том, что они находились на разных ступеньках организации мышления, видимых только из модели. Мастер увидел разные педагогические задачи. Но именно это видение труднее всего передать. В отсутствие же модели любой самый хороший алгоритм, любая методология может оказаться, как минимум, бесполезной, а часто и вредной».  

 «Неприятным для педагога проявлением современного состояния мышления подростков оказывается неспособность к ведению коммуникации и к последовательному рассуждению, разворачиванию мысли. Самое главное, что ребенок не видит форму своего размышления и высказывания – он видит только то, о чем он говорит, но не видит, как именно он говорит. В результате он не удерживает и предмет мысли, и даже просто одну мысль о предмете. Видеть структуру, форму мысли и высказывания – это рефлексивная операция. Одна из самых базовых и оказывающаяся самой трудной, потому что она служит границей между безрефлексивным и рефлексивным состоянием ума».

« Любой призыв к порядку воспринимается как критика содержания, а не формы мысли, и порождает новый виток ассоциаций по поводу предмета разговора. Многие педагоги пришли к выводу о большой затратности и даже о бесполезности диалогов с учеником в предметной работе либо в необходимости свести эти диалоги к информированию ребенка о правильном готовом ответе».

«  Мы полагаем, что прекращение диалога в ситуации неспособности ребенка к рассуждению – это хороший ход учителя. Однако это не снимает проблемы в целом, поскольку для глубокого освоения предмета надо уметь двигаться в нем свободно и рассудительно».

 «… в отрыве от самого человека, от его природы, от акта рефлексии проходят логику в ВУЗах и в школе.  При этом роль рассуждений оказывается все более значимой в новом информационном мире. Детям необходимо рассуждать, но рассуждения неграмотные только развращают ум и приводят к болезненному его состоянию».

«Ребенок, в достаточной мере овладевший собственным мышлением, не боится знакомиться с иными, чем его собственная, точками зрения. Освоив какой-то один взгляд на предмет и доверяя собственной мысли, умея удерживать ее, ребенок может проявить здоровое исследовательское желание примерить к себе и чужие точки зрения, что есть непременное условие для понимания Другого».

«Без навыка строго размышления ребенка ждет только болезненное разочарование от знакомства с чужим мнением – он не сможет освоить его, аккуратно работать с ним. Он либо будет выбит из колеи чужой мыслью, некритически примет ее, либо догамтически, никого не слыша вокруг, будет отстаивать свою точку зрения, закрываясь от всего остального. Когда появляется опыт последовательного строгого мышления, Иное становится интересным, а не опасным или раздражающим. Открытость проявляется и на уровне психосоматики. Такие дети видны в классе, интерес к миру помогает им быть сосредоточенным, не суетливыми, отсутствие страха перед миром – доброжелательными, спокойными, умеющими справляться со стрессами, которые щедро предоставляет информационное общество».

  «Принятие сложной задачи или вопроса, решение которых дает развитие и мышления и личности в целом, – это рефлексивный акт, который требует определенного мужества и воли. Естественным путем, то есть без усилия воли и удержания мысли в напряжении, задача не принимается. Именно поэтому, чтобы решиться, во-первых, надо признаться себе, что все попытки отказаться от нее несостоятельны, а во-вторых, иметь доверие к процессу познания».

 « Умение строго и осторожно мыслить, вслушиваться, разворачивать абстрактные положения до конкретной многоплановой идеи, вдумываться в мысль других людей, в жизнь, иначе организует всего человека, даже на телесном уровне».

  «Хороший врач и хороший педагог работает так, что после его действий ребенок некоторое (иногда довольно продолжительное) время может сам двигаться по ступенькам вверх».

 « Модель позволяет организовывать важные моменты воспитательного процесса не вне, а внутри предметного образования. Материал, на котором отрабатывается мышление, может быть почти любым. Для организации сдвижек особенно важно само направление изменений. Не так важно содержание, на котором они производятся и даже степень изменений».

 « Критерий успешности работы с мышлением - это появление условий для разговора о духовном там, где ранее таких условий не было».

«Педагогические задачи зависят от того, каков собственный опыт педагога в мышлении. В некотором смысле педагог должен переболеть, на себе испытать болезни мышления, стать искушенным. Этот опыт всегда не только логический, но и жизненный, антропологический. Это знание жизненных ритмов, которые сопровождают подъемы по ступеням мышления, знание психологических и физиологических моментов, которые характеризуют рефлексивные переходы на новый уровень».

 http://www.noolab.ru/index.php?id=stat&show=36

Картина дня

наверх