На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • vg avanesov
    Юля, а вот схемку, интересно, сюда никак не выложить?Г.П.Щедровицкий. ...

Цой Л.Н. Тезисы из дискуссии «Знания в исследованиях. Типы исследования мыследеятельности. Программы исследований в области эпистемологии».

  Евгений, спасибо за ссылку     http://priss-laboratory.ne t.ru/T.E.X.T.S.-/epistem_1​991_3-1-3.htm#3

 

ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П. и группа  исследователей на семинаре  в Ульяновск (1991,  двадцать  лет  назад) обсуждали  темы:  «Знания в исследованиях. Типы исследования мыследеятельности. Программы исследований в области эпистемологии».  Третий день был посвящен теме « ЗНАНИЯ ДЛЯ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Активное участие в  дискуссии принимали:

  1. СААКОВ В.В
  2. ЛЕМЕНКОВ В.Н
  3. ЛАНГАНС Е.Г.
  4. ГРЯЗНОВА Ю.Б
  5. ЛУКОВЕНКО Ю.В.
  6. ДАНИЛОВА В.Л.
  7. ЗАПОТОЧНЫЙ Е.Н.

Тезисы, которые я «выхватила» из  стенограммы  по ходу дискуссии, важные для моей тематики и, на мой взгляд, интересные в контексте   дискуссий  в этой  группе.   

ЛЕМЕНКОВ В.Н. -   

«Знания в статическом виде, те знания, которые существуют сейчас, не нужны в принципе вообще. Знания необходимы для того, чтобы осуществить действие. Необходимо в каждом конкретном случае вырабатывать каждый раз заново».

 « для того, чтобы построить знания, необходимые для осуществления действия, необходимо: с одной стороны, производить работу в пространстве культуры, а с другой стороны, производить работу в пространстве мыслительной работы. И проводить работу по построению ситуации».      

 «И в этом смысле знания как таковые и эпистемология, если говорить категорично, не нужны вообще. Если у знаний время жизни, цикл жизни очень короткий и они создаются только на период осуществления действия, то само знание и (…) как таковая не нужны».  

  ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П.

« А почему Вы так употребляете слово "знание"? Наверное, Ваш последний тезис является бесспорным. Да, действительно, если знания таковы, то никакая наука о них не нужна и они сами не нужны. Но кто Вам сказал, что они таковы? Почему Вы думаете, что Ваши предшественники философы, размышлявшие на эти темы примерно с 4-5 века до н.э., были все такие законченные идиоты? Наверное, они как-то учли это все, предусмотрели и что-то в понятиях, терминах изменили, сравнительно с теми предположениями, которые делаете Вы».

 «… это ведь непонятно, что нужно для того, чтобы осуществить действие. Это на самом деле гигантская проблема, но ее надо решать, если Вы хотите это обсуждать, надо спрашивать: "Какие знания нужны, чтобы осуществить действие?" При этом, наверное, не действие вообще, потому, что вот я взял ручку, и это тоже действие называется. Строить типологию действий, а следовательно, построить большие фрагменты типологической теории действия. Потом для выбранных Вами типов действия проводить исследования и отвечать на вопрос, какие знания необходимы, чтобы обеспечить действия такого типа. Естественно, говорю я, но только не надо работать Загорским способом, а надо работать культурно».

 ХХХХ – «Знания об объекте.., они действительно живут очень короткое время».

ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П.

« А неизвестно. Смотря какие. И потом, что значит знания об объекте? Ведь Вы начали с положения, что для существования знания нужна идеальная действительность. С этого Вы начали. Но я так понимаю, что Вы не учитываете значимости этого тезиса. Оно на удивление правильное и точное. Но что означает, что знания живут в идеальной действительности? И действительно ли там, в этой идеальной действительности, существуют только быстротечные знания типа: здесь стоят две бутылки и с водой, тут стоят три магнитофона, а Вы делаете вид, что Вы стоите на кафедре. Это же все не знания. Но если Вы говорите, что если это все знания, то ... Ну и дальше начинается длинный ряд абсолютно истинных высказываний, что все бессмысленно. Но начинать надо с того, что обсуждение в таких пpeдпосылках бессмысленно. То есть, сначала убить себя как такового и освободить пространство, чтобы было пустое пространство и сюда мог войти тот, кто хочет размышлять. Вот такие жесткие слова я должен Вам произнести, но мне кажется, что они разумны и справедливы».

«… знанием является только то, что живет в мире идеальной действительности. Изначально помещено туда, в идеальную действительность. А там - в идеальной действительности - существуют вечные конструкции. Конструкции, которые рассматривают вне времени. Но я ведь задаю простой вопрос: зачем Вам нужен в качестве основания набор бессмысленных тривиальностей? Это же Ваше действие. почему Ваше действие такое неосмысленное, спрашиваю я? Но щеки Вы надуваете по большому. Вы знаете эту комсомольскую шутку - если делать, то только по большому (смех)».

«Коллега Сааков, а что Вы делаете? Я всегда подозревал, что Ваша доброта меры не знает. Но это ведь, между прочим, не помощь. Это просто развитая доброта, на которой строятся вообще спекуляции в дурном смысле и безобразия всякого рода».

« Эпоха Платона не кончилась, наоборот только начинается. Вот пройдет вся эта материалистическая накипь, все эти люмпены и бандерлоги с материалистическими устремлениями. Вместе с ними исчезнет и та педагогика, с которой Вы боретесь. Псевдопедагогика. И останутся только люди, отвечающие за свои слова и выступления. И мы опять вернемся в мир Платона, в мир идеальных действительностей, как Вы выразились. И я уверен, что в нашей стране все это пройдет со временем. Ну, еще, говорю я, 20 лет всего этого безобразия и, если мы не сдохнем, мы будем жить в нормальном цивилизованном обществе. Поэтому неважно, сколько жил Платон, важно, сколько живут его идеи» .  

ЛЕМЕНКОВ В.Н.

« Исходя вот из обсуждения мышления и знания, которое состоит в том, что в отличие от традиционной педагогики, в которой знания приспосабливаются под уровень развития ученика или вообще не приспосабливаются и транслируются впустую, знания должны..., к знанию необходимо двигаться. И в этом смысле каждое знание может быть получено только на определенном опыте. И в этом смысле мыслительное движение все равно необходимо».

  ГРЯЗНОВА Ю.Б. –

« Смотрите, ГП, я ведь говорю о чем. Что знания, которые необходимы для преобразовательной деятельности, должны быть также получены и устроены в соответствии с категорией формы. И тогда эти знания могут быть использованы для преобразовательной деятельности».

  ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П.

« .. Каждая категория несет такую формацию мысли. И надо вроде бы реконструировать это, но предварительно ответить на вопрос - так что же характерно для этой формации мысли. Понятия, понятийные гнезда и ядра надо описать, а потом развернуть каждое такое категориальное предельное понятие в соответствующий набор понятий. Если будет проделана даже эта, по смыслу своему инвентаризационная работа, то мы получим очень важный механизм и средство нашей работы, нашего мышления. Так что, это бесспорно нужно, необходимо, но там понадобится большой вклад труда. Труда, предполагающего знание литературных источников, учет всего этого. Но надо положить этому начало, и тогда лет через 10, работая над этой темой, мы это будем иметь. Когда я говорю "мы", я имею в виду страну и русский (язык)».  

ЗАПОТОЧНЫЙ Е.Н.

« Прежде всего, когда обсуждают действие, то нужно положить объемлющую систему, в которой можно говорить вообще о действии. Объемлющей системой для действий - очевидно для меня - является мышление, прежде всего».  

 «Я бы уточнил насчет этих двух рамок - теории и практики. Полнота теоретических представлений задается категориями, а практических представлений - теми реальными процессами, практическими процессами коммуникации, или, я бы по-другому проинтерпретировал, материального общения или... от (…) общественной знаковой реальности... ».

« Само по себе действие, феноменально, оно всегда по своей структуре просто и натурально. Нечто оно за собой несет, определяется многими смыслами, интерпретациями, но все это происходит в другом слое. Не в слое ситуации, а скорее всего - в слое коммуникации.

  А в теоретической рамке, в рамках теории могут разворачиваться некоторые предметности, предметы. Которые определяются этим категориальным строем, в котором они разворачиваются.  

 « Я не знаю, где действие находится и в чем его смысл».

 ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П.

«А вот это уже красивый вопрос. Я думаю, что не только Вы - никто этого не знает».

 ЗАПОТОЧНЫЙ Е.Н.

«То ли это изменение в ситуации, та ли это изменение в некоторых представлениях (…), основаниях собственно».

 ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П.

«….но Вы же должны понимать, что это зависит от того, насколько быстро мы построим такое понятие о действии. Вот как построим понятие о действии, как зафиксируем все то, с перечисления чего Вы начали, так у нас будет некоторый инструмент нашего мышления, коммуникации, по крайней мере. А пока такого понятия нет, а его сейчас нет…»

«Понятие действия должны строить я и методология».   

Картина дня

наверх