На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • vg avanesov
    Юля, а вот схемку, интересно, сюда никак не выложить?Г.П.Щедровицкий. ...

Евгений Запоточный «Визуальной коммуникации - важный элемент городской среды»

О вывесках и не только.

 

Еще многие помнят , «застойное» время не изобиловало изысками рекламы и «дизайна».«Слава КПСС» , «летайте самолетами аэрофлота» ,и кустарное «пошив фирменных джинсов»-вот небогатое визуальное меню того времени. Сегодня иное «мясной бутик» , «сады победы» , Европа-центр , колонна и арки Палладиума - а-ля пост-модерн-меню гораздо богаче прежнего .Тогда аскетизм а сейчас хаос и мешанина – да, реклама и графический дизайн тоже отражают и выражают «дух времени».

За последний десяток лет мы уже привыкли и не замечаем визуального хаоса в городе (видно не до этого было) - биг борды, хаотичные и разностильные вывески заведений (торговых, сервисных.) - все это уже воспринимается как само собой разумеющееся. Может быть, самое время остановиться и оглядеться вокруг. Да, реклама, как говорится, двигатель торговли, торговля двигатель обогащения, а богатство же в свою очередь – средство улучшения и гармонизации нашей частной и общей (общественной) жизни. Если это так, то зачем, чтобы обогащаться, разрушать хрупкую визуальную гармонию фасадов нашего города хаотичным расположением бизнес - реклам инсталляций.

В современной урбанистической терминологии используется понятие «социального» (общественного) и «культурного капитала». И городская среда, создаваемая усилиями прошлых, настоящих и будущих поколений горожан, является безусловной ценностью и частью того социального и общественного капитала, на базе которого развивается все остальное – бизнес , культура, жизнь городских сообществ. А средства визуальной коммуникации - важный элемент городской среды и составляющая культурного ландшафта. Иначе говоря, городская среда это наш (нас одесситов) совместный капитал, который нужно приумножать, а не разбазаривать, совместно использовать, а не распоряжаться самочинно доставшимся куском фасада или тротуара, для того чтобы любой ценой утвердить свой частный интерес и привлечь к себе клиентов (покупателей). Уместно еще говорить о специфическом «визуальном капитале» Одессы, вспомним строки из одесской песни «Одессу надо видеть, Одессу надо слышать, с Одессой надо лично говорить». Всякая деятельность в городе, помимо решения собственных задач, должна обогащать (как минимум не ухудшать) городскую среду, и участвовать в совместном создании образа города, как места благоденствия, гармонии, новых возможностей, и культурной исключительности. Одесса как никакой другой город в Украине нуждается именно в таком «средовом подходе» - первичны среда и условия, вторичны блага, которые мы извлекаем в этих условиях (бизнес, культура, стиль жизни и т.п.). Ведь Одесса так и создавалась - как среда процветания , и развития и в условиях этой среды формировались экономика ,хозяйство, культура, жизнь городских сообществ.

Вряд ли кто будет отрицать вышесказанное, но на деле получается иное - мы, одесситы (жители, власти, бизнес), сегодня не придаем серьезного значения упорядочиванию средств визуальной коммуникации и не заботимся о том, чтобы все знаковые и информационные элементы города (а особенно в его исторической части) работали, как единая целостная и гармоничная визуальная среда, в которой легко и комфортно находиться и ориентироваться,

как гостям, так и коренным жителям. Конечно – вывеска это не все. Но, из внешнего вида наших улиц (и фасадов, в том числе) складывается имидж города, что в свою очередь влияет на количество и качество посещений публичных пространств города одесситами и гостями, и как вы понимаете, отражается на благосостоянии городской экономики и самочувствии людей.

Конечно состояние визуальной среды лишь маленькая часть общего комплекса «более важных проблем», но, тем не менее, она особенно важна. Вспоминая строки еще одной одесской песни «лопни, но держи фасон» хочется перефразировать и сказать «держи фасад». Но, думается, не нужно лопаться для того, чтобы упорядочить визуальный строй наших фасадов, особенно нижнего пешеходного яруса публичной зоны города. И если бы это дело было сделано, мы бы увидели несколько иной город и, возможно, почувствовали слегка изменившееся позитивное отношение к самим себе и наших гостей к нашему городу. Конечно, туристы приезжают в Одессу не для того, что бы любоваться вывесками, хотя, например, в Лос-Анжелесе, изделия неоновой рекламы стали экспонатами в специально созданном музее неона. Ведь, любая вещь, сделанная культурно, стильно и со вкусом достойна внимания.

Следует заметить, что успех любого дела зависит не только и не столько от «выделяемых» средств, сколько от солидарности участников дела, их мотивациях, и способности сорганизовать свои действия в рамках общего проекта (программы, сценария, стратегии и т.п.). Таким делом может стать и дело гармонизации средств визуальной коммуникации города, а именно разработка базовых модульных элементов стилей, композиционных принципов их размещения, рационального конструктивного решения, современной производственной базы для изготовления, наличие разумных правил контроля и согласований, исключающих коррупцию, создание организационно-финансовых механизмов. Вполне может статься, что вовлекая в подобную программу разнообразный и широкий состав участников - художников, дизайнеров, квалифицированных рабочих, владельцев и менеджеров публичных заведений, самих жителей ,мы получаем уникальный и ценный опыт сотрудничества городских сообществ ,что и складывает «громаду» , к которой время от времени обращаются политики в периоды предвыборных кампаний и в текущей борьбе со своими оппонентами. Подобный опыт мог бы быть перенесен и на решение других общегородских проблем, с максимальным вовлечением социального или общественного капитала, о котором говорилось в начале данного рассуждения. Может быть, пришло время задуматься политикам городского масштаба о том, что употреблять «громаду» сугубо в качестве «электорального поля», значит пользоваться только узким сектором «социального капитала», и вовлекаться в зону популизма, упуская более надежный и долговечный ресурс опоры на созидательные силы городского сообщества.

В этом смысле мы можем повторить, что дело не только в вывеске, но и в возможности получения довольно быстрого результата совместного действия и в чувстве силы этого солидарного действия. И основным мотивом к нему должно послужить «гражданское чувство одесситов», которое необходимо будить именно вовлечением в общие дела.

Далее следует сказать о финансовой и организационной стороне дела, дабы у потенциальных участников не возникло подозрений (или соблазна) в организации очередной муниципальной «игры в наперстки». Для этого имело бы смысл создать общественный фонд или группу «попечителей визуальной ,а в более широком контексте, городской среды» с функцией сбора и распоряжения средствами ,поступающими из разных источников в качестве безвозмездного и(или) коммерческого вклада.

Распоряжение визуальной средой должно быть общественной прерогативой, а не монополией бюрократического аппарата, поскольку визуальная среда по определению и по своей «природе» не должна принадлежать никакому ведомству или институту власти, а является общественным достоянием, следовательно, и распоряжаться этим необходимо сообща (попутно замечу, что, вообще, городская среда и публичные пространства не должны монополизироваться никакими ведомствами или частными лицами - и такой подход является признаком зрелой городской культуры и гражданского сообщества). Инвестируя в общественное богатство которым, особенно для Одессы, является ее внешний облик (визуальная среда), несущий на себе информационную, эстетическую, имиджевую нагрузку, мы инвестируем в повышение общего уровня культуры, что, в свою очередь, благоприятствует процветанию сугубо городских видов деятельности – туристической, культурно-просветительской, художественной и прочее.

Чтобы понимать, как работает «социальный» или «общественный капитал» и что значит инвестировать в него, необходимо отказаться от сугубо коммерческой схемы мышления и действия, которая, кстати, и способствовала быстрейшему продвижению нас в тупик кризиса (показателен недавний пример строительного бума, когда все были вовлечены в «инвестирование» – строители ,вкладчики, банки, холдинги с целью обогатится на спекулятивных операциях) . «Социальный» или «общественный капитал» не приносит спекулятивной прибыли, которую быстро съедает инфляция, кризисы, потребительский оптимизм, поглощают «оффшоры» и проч. Это нечто иное.

Во-первых, он доступен всем. И, если какая то корпоративная группа пытается овладеть им, она должна быть не в состоянии использовать его в своих частных интересах в ущерб общему. Вспомним эпизод из книги «12 стульев» Ильфа и Петрова, когда Киса Воробъянинов ходил вокруг дома культуры, построенного на средства, извлеченные из двенадцатого стула его тещи, наблюдая, во что превратилось вожделенное частное богатство в виде бриллиантов - в общедоступное культурное заведение, которое стало всеобщим достоянием - и в этом эпизоде действительно есть правда жизни.

Во- вторых, «социальный капитал» создается не для прибыли частных лиц, а для повышения творческого, деятельного, мотивационного, квалификационного потенциала людей и сообществ, вовлекая их в общеполезные дела, что, кстати, в конечном итоге способствует и экономическому росту. Вдобавок замечу, что социальный или общественный капитал служит платформой и условием «устойчивого развития» (в том числе экономического) самого города и является признаком здорового общества.

Теперь о стилистике. Современная архитектура и дизайн Одессы, начиная с 90-х годов ХХ века во многом заимствовала, бездумно и местечково (да простят и поймут меня коллеги), приемы и пластические решения стиля «хай – тэк» и «пост-модерн», кроме того наблюдается еще очень грубое заигрывание с классикой. Творцы одесского туземного «хай ТЭКа» не знают высоких технологий, на которых построен стиль «хай ТЭК» так же как и творцы «пост - модерна «по – одесски » не знают модерна и классики, из которых вырос этот противоречивый и неоднозначный стиль. Вспоминается текст одного из путеводителей по Одессе написанный еще в 19 веке - «Старая Одесса была куда проще нынешней, но в этой простоте был стиль». Какой же должен быть стиль нынешней Одессы? Ответить на этот вопрос могли бы художники, дизайнеры, архитекторы и вообще культурные силы Одессы, если бы такая задача была поставлена городским сообществом и воспринята, не как способ заработать «пара копеек» на рекламе, а как, действительно, задача создания стиля – современного и в то же время самобытного.

Для того, чтобы проявились черты стиля, необходимо провести работу по организации различных форм и условий творческого решения данной задачи – возможны конкурсы, мастер классы, творческие сессии, мастерские и цеха, биеннале в рамках таких тем как, к примеру, «Концепции визуальной среды города», «Организация информационно рекламного пространства города», «Образцы и элементы стиля города в текстах, логотипах, изображениях , архитектурных элементах в рамках единой стилевой среды», «Современные средства визуальной коммуникации в городском пространстве», «Диалог житель-город средствами визуальной коммуникации» и тому подобное. Данное направление деятельности не должно быть краткосрочной кампанией «освоения финансовых средств» на покраске фасадов и изготовлению новых вывесок. Должен быть процесс постоянного обновления визуальной среды, ведь легкие конструкции рекламы и информации это не каменная архитектура, и вполне допустимо, не нарушая тектоники фасадов, время от времени вводить в постоянный визуальный строй архитектуры новые элементы. В городе все еще не перевелся творческий потенциал и не использовать его как ресурс для творения образа города наяву, (а не только в заботе заработать «пара копеек» на изготовлении сувенирной и рекламной продукции сомнительного качества), значит терять на имидже, на культурном уровне, на творческой активности и мотивации горожан. Упуская из виду визуальную среду, мы теряем часть собственной идентичности, что составляет основу одесской ментальности и одесского колорита. Ведь в Одессу все еще едут с определенными ожиданиями, как в особенный город, как место жизни мифа, свободы самовыражения, своеобразной культуры - так зачем же разочаровывать и обворовывать самих себя?

 

Евгений Запоточный - архитектор

2010 год.

 


Картина дня

наверх