На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • vg avanesov
    Юля, а вот схемку, интересно, сюда никак не выложить?Г.П.Щедровицкий. ...

Систематизация знаний. Типологии. Классификации" 1

Размещаю для дискуссии тему следующей школы по методологии: "Технологии мышления: Систематизация знаний. типологии. Классификации".

Сергей Градировский а что тут разговаривать - и этому рады

Евгений Запоточный Кто то теперь должен предложить план дискуссии, или как ?

  • Евгений Запоточный‎1.тема теоретико-методологическая  -"Технологии мышления: Систематизация знаний. типологии. Классификации".-2.тема организационно-практическа я "Программа прикладных исследований мышления в контексте задачи разработки "Технологии мышления" - б) подтемы - разделение мыслительного труда-схематизация-организ ация"
  • Александр СоколовНиколай, а Вы сами собираетесь участвовать здесь, разрабатывая эту тему?
  • Nikolay VerhovskyАлександр, я собираюсь, как минимум организовать школу по этой теме, в августе следующего года. Пригласить экспертов, участников, продумать рабочий процесс, думаю, даже доклад сделать по этой теме.
  • Александр СоколовНиколай, это понятно. А здесь на ФБ что то собираетесь делать, в сязи с размещением темы для дискуссии? Или считаете для себя это бессмысленным?
  • Юлия ЗубареваТема размещенная для дискуссии Николаем, как тема будущей Школы, конечно должна прорабатывается участниками Школ, как подготовка к Школе. 
    Но даже если участники группы готовы принять участие в обсуждении этой темы, то пока не понятно КАК это сделать. 
    Вопросы заданные Николаю:
    -будет ли он продолжать обсуждение этой темы ТУТ в группе.
    -Как он видит содержание этой темы. 
    -Задаст ли он структуру обсуждения. 
    -Или эта тема должна разрабатывается в группе без его участия.
    Это вопросы на понимание...
  • Nikolay VerhovskyЯ готов по мере пропработки писать тезисы по этой теме и выкладывать их здесь. По поводу структуры обсуждения есть следующие варианты: 1. Высказывание в рамках темы - например предложение тем дней и программы школы в целом 2. Корректировка темы с обоснованием почему корректируется и какое содержание вкладывается 3. Предложение принципиально другой темы. Этот вариант возможен только вместе с пересмотром всей программы школ (см. http://www.fondgp.ru/ projects/jointly/school/2) 
    4. Так же возможны рекомендации по экспертам и литературе которую нужно читать в рамках подготовки этой темы 
    5. Есть возможность подать заявку на доклад (нет гарантии, что будет принята)
  • Александр Соколов‎1) Если и все остальные будут писать здесь тезисы и выкладывать их, - этого будет достаточно для Вас? Можно это считать подготовкой к проведению Школы? 2) чтобы задать структуру обсуждения, разве предварительно не надо разработать оргпроект разработки темы? Если под оргпроектом понимать некий замысел.
  • Nikolay VerhovskyПредложение по оргпроекту принимаються
  • Александр СоколовЭто уже серьезно. Интересно, кто то заявится на это?
  • Nikolay VerhovskyКак минимум я заявлюсь, оргпроект и программа то что я буду делать. А зачем вы спрашиваете?
  • Александр СоколовЯ бы поучавствовал.
  • Nikolay VerhovskyБуду рад)
  • (4. Так же возможны рекомендации по экспертам и литературе которую нужно читать в рамках подготовки этой темы)
    Буду искать материалы и размещать в группе
  • Александр СоколовНиколай, в какой форме предполагаете соучастие в разработке оргпроекта? Например, каждый индивидуально с выкладкой теких текстов в общее пространство. Или групповая работа, например, в виде семинара или еще как то?
  • Любовь ЦойЮлия, у меня к тебе вопросы. Ты собираешься обслуживать участников группы (материалы искать)? Или у тебя есть свои содержательные задачи на школу? А почему ты не уверена, что твоя заявка на доклад будет принята. А ты знаешь требования к докладу? Или этот вопос кулуарно решает Н.Верховский?
  • Nikolay VerhovskyЭтот вопрос кулуарно решает ПГЩедровицкий
  • Любовь ЦойС подачи Н.Верховского? :-)
  • Юлия ЗубареваДавайте придерживается темы
    Nikolay Verhovsky :«Размещаю для дискуссии тему следующей школы по методологии: "Технологии мышления: Систематизация знаний. типологии. Классификации". 

    -по мере проработки писать тезисы по этой теме и выкладывать их здесь.
    - По поводу структуры обсуждения есть следующие варианты: 
    1. Высказывание в рамках темы - например предложение тем дней и программы школы в целом
    2. Корректировка темы с обоснованием почему корректируется и какое содержание вкладывается 
    3. Предложение принципиально другой темы. Этот вариант возможен только вместе с пересмотром всей программы школ (см.http://www.fondgp.ru/ projects/jointly/school/2) 
    4. Так же возможны рекомендации по экспертам и литературе которую нужно читать в рамках подготовки этой темы 
    5. Есть возможность подать заявку на доклад (нет гарантии, что будет принята) 
    Предлагаю пункты 1, 2, 3, 4, 5 выделить в отдельные ветки для дискуссии 
    А в этой ветке: - писать тезисы по этой теме и выкладывать их здесь
  • Александр Соколов Вопрос: в каким местах повести дня лежит предлагаема тема школы?
  • Александр Соколов Повестка дня управления развитием 21 век
    1. Формирование центра/центров силы в посткризисной системе глобальных отношений. Оформление Китая, как узловой экономики. Формирование новой системы кооперации: полицентрическая модель (Китай, США, Европа), смещение центра силы (от запада к Китаю и ЮВА), модель с «плавающим» центром (динамическая модель кооперации). 
    2. Концепция/модель инновационного развития – альтернатива социально-системному инженерному подходу. Опорные пункты фронтира развития. Зона необходимого отказа и система работ по консервации ограничений развития. Антропоток и антропоструктура развития.
    3. Формы и способы осуществления мышления. Инфраструктура доступа к мышлению. Методология, как «протестанская» революция в мышлении.
    4. Методы и технологии объективации будущего. Типология форм мышления и деятельности, направленных на работу с будущим. Изменение подхода к Форсайту. Две модели форсайта: экспертные школы в конкуренции между собой при лицах принимающих решение, или исключение экспертной позиции и организация деятельности с участием лиц принимающих решение, с целью получения знания о будущем. Форсайт, как совокупность прогностических гипотез, либо форсайт, как способ оформления и субъективации онтологии. Базовая схема задействования знания в управленческой практике. Методы объективации и субъективации знаний: согласование, легитимация. 
    5. Позиционная карта управления развитием, взаимодействие позиций (эксперты, топ-менеджеры, политики). Способы задания и «взятия» объекта управления. Проблема различия онтологий, государственного и корпоративного управления.
    6. Новые теоретические модели экономических отношений. Деятельностные (мыследеятельностные) основания экономических отношений.
    7. Ценностные основания управления развитием. 
    8. Передача схематизированного объекта в систему управления. Как управленческие решения связаны с управляемой предметной областью. Механизмы управления большими системами. Проблема кооперации команд – носителей разных рабочих онтологий. 
    9. Педагогика и образование, как способ трансляции онтологии и необходимые изменения в содержании образования. Формирование системы образования в соответствии с деятельностной экономической моделью и под ее обеспечение (под глубокую систему разделения труда).
    10. Современные технологии объективации. Работа с моделями. Позиция методолога в системе управления, как онтологического разработчика.
    11. Системная инженерия как фронтир теории управления развитием. Онтология жизненного цикла. Система позиций задаваемых наличием онтологии жизненного цикла. Поиск и подготовка людей адекватных позиционной карте соответствующей жизненному циклу.
  • Юлия Зубарева Александр, вы забыли указать автора текста «Повестка дня управления развитием 21 век»
  • Александр Соколов Насколько я понял документ составил Николай Верховский.
  • Юлия Зубарева То есть, текст «Повестка дня управления развитием 21 век» написал Н. Верховский, Школы с тематикой «Технологии развития» организует Н. Верховский ( Nikolay Verhovsky: Как минимум я заявлюсь, оргпроект и программа то что я буду делать) 
    А вы, Александр, что делаете? Вы спрашиваете зачем? Какая ваша позиция?
    Хотите коммуникации напишите о своем действии. Николай В. о своей позиции и действии написал
  • Александр Соколов А Вы считает, что Вы можете задавать мне вопрос о моей позиции? Вы что организатор? Мне, кажется, это прерогатива организационной позиции, т. е. Николая, но он же молчит.2) С чего Вы взяли что я хочу коммуникации? Если бы меня спросили что я хочу, то скорее я бы ответил, что мыследействования, а просто коммуникация или общение/разговор мне не нужна.
  • Александр Соколов Буду исходить из того, что если на мои вопросы не дают ответы, то это тоже ответ, который означает «не знаю». И так, что на сегодня знаю я. 1) планируется проведение мероприятия под названием Школа. 2) предложена тема для разработки на этом мероприятии. 3) заявился организатор мероприятия 4) заказчик мероприятия, по видимому, прежний, - это ПГ. 4) организатор объявил о запуске процесса подготовки к проведению мероприятия. 5) организатор ищет заинтересованных лиц (стейкхолдеров) на 5.1) подготовку и 5.2) проведение мероприятия: «Пригласить экспертов, участников», «Я бы поучавствовал», «Буду рад)». 6) организатор готов на этапе подготовки к 6.1 тематизации/ перетематизации мероприятия, 6.2 сбору предложений по экспертам, литературе, заявок на доклады. 7) организатор собирается делать для мероприятия «оргпроект и программа то что я буду делать». Кому очень интересно, то сообщаю, что вышеприведенный текст написан из позиции возможного участника мероприятия. Что еще важно для этой позиции? Как будет обустроено пространство работы будущего мероприятия (чтобы принять решение об участии). Что имеется в виду. Понятно, что в устройстве рабочего пространства будет лежать, должна лежать: 0) требования к проведению мероприятия со стороны заинтересованных лиц (к продукту, к средствам, исходному материалу, деятелям и прочее), 1) программа, мероприятия, как то связанная с программой всех Школ, 2) оргпроект (замысел) будущего мероприятия по осуществлению программы мероприятия, 3) позиционная карта, необходимая для реализации замысла, 4) установочный доклад заказчика мероприятия, 5) вступительное слово организатора мероприятия, 7) регламент мероприятия, 6) что-то еще.
  • Александр Соколов Исхожу из допущения, что это мероприятие будет/должно проводиться в деятельностном подходе (предполагаю, что это одно из основных требований всех заинтересованных лиц мероприятия). Что это может означать? То, что, если программа мероприятия будет сделана на этапе подготовки, то она должна будет выполнена (по ней должны отработать) теми позиционерами, которые будут прописаны в позиционной карте мероприятия, и, выполнена, согласно оргпроекта, т. е. замысла (каким путем программа должна быть выполнена). Понятно, что на мероприятия приедут не позиционеры, а индивиды, из которых только часть сможет и захочет самоопределиться в позиционеров, а часть так и останется наблюдателями на мероприятии. Понятно, что, как и на любом СМД мероприятии программа, оргпроект и позиционная карта будут испытывать на крепость, будут «ломать», творчески преобразовать по ходу мероприятия и прочее. Что будет означать проверку организатора на уровень его подготовки и качество проведенного этапа подготовки под руководством организатора. Если описанное выше из представленной позиции правдоподобно, то мысленно можно вернуться из будущего мероприятия, в текущее настоящее, т. е. на этап подготовки мероприятия и еще раз рассмотреть теперь уже ситуацию подготовки мероприятия. Я бы предложил начать рассматривать текущую ситуацию подготовки с выделения базовых и рабочих процессов этой ситуации (подготовки), - это я уже говорю из возможной позиции разработчика программы, оргпроекта и позициционной карты будущего мероприятия на «заданную тему».
  • Евгений Запоточный И пока методологическая позиция неспешно сменяет точки опоры в системодеятельностном анализе, другие предметные деятели успевают пережить взлет и падение и впадают то в меланхолию то в непомерную активность-а методолог все анализирует и анализирует ,технологизирует и технологизирует-ведь дело то долгое -лет минимум на 200
  • Любовь Цой Да мне НА конфликтологов с высокой башни п.....ть. Евгений, ты пришел в тему Н.Верховского, который хотел обсудить тему следующей школы по методологии: "Технологии мышления: Систематизация знаний. типологии. Классификации", и не держишь рамку. И кто ты после этого? Совершаешь бессмысленные действия в этой теме и утверждаешься на бесплодной критики того, что уже не поддается критике воообще.
  • Анна Елашкина Какие практики с необходимостью требуют типогизации знаний?
  • Евгений Запоточный Я вообще то ,обсуждаю тему и в тезисе про неспешность указываю на то, что есть разные позиции в "Технологии мышления: Систематизация знаний. типологии. Классификации" и системы с разными циклами жизни-вот например технологии мышления это одна система разработок с более долгим циклом, а вот систематизация знаний ,похоже что вечный процесс в Мыследеятельности, классификации скорее всего более прикладные и ситуативные технологии переживающие взлеты и падения вместе с взлетами и падениями обслуживаемых ими предметов. А Вы Люба вклиниваетесь и говорите про недоделанных, думая что это обидное слово А я говрю наоборот-конечно не доделанные , доделанные или переделанные только на кладбище или в музее.
  • Евгений Запоточный Аня! О как мне не хватало проблемного философа и вот внезапно он(философ) она (Аня) появилась! Я понимаю так в духе времени-"Господа , не побоюсь этого слова ,технологи мышления, нет задачи важнее, чем управление развитием!!" И тогда вопрос твой, Аня, в том -какие типологии нужны практике управления развитием и нужны ли вообще?
  • Любовь Цой В открытые дискссии может вклиниваться каждый участник группы. А я обратила внимание на бесплодную критику и бесознательные провокации, наиболее распространенную среди методологов, Евгений - яркий образец. А к музеям отношусь хорошо.О кладбищах не буду.
  • Анна Елашкина Такое впечатление, что в каждый исторический этап есть считанное количество практик, которые требуют такой работы с мышлением. Причем эти практики относятся к оч разным профессиям. А для того, чтобы каждая из них и методология с ними вместе прорвались, нужно их собрать и завязать в одну мыследеятельность. Управление развитием - это просто катастрофически мало для работы.
  • Евгений Запоточный Люба, Так все должно быть в своем месте а для этого топология (Аня а может нужнее топология а не типология?)нужна(в музеях есть топологии,чтобы знать не только ЧТО , но и ГДЕ лежит. Но лежит в музее ( и там о чем не хотите говорит),а не в музее еще шевелится и хочет жить.
  • Анна Елашкина Если только оно не начнет разговаривать с биологами на их предельных рубежах, с материаведами... Ну я от балды. Я не знаю - кто они, каков нынче этот наборчик.
  • Любовь Цой Вот-вот, Евгений. Все должно быть на своем месте: и критика, и проблематизация и распредметизация, и провокации и другие средства МД. А поэтому нужна технологическая платформа. А еще, как писал А.Соколов, нужно субъектно самоопределиться.
  • Анна Елашкина Топология ближе ) мышление нельзя типололгизировать иначе как пробуя его практиковать. Динамическая карта - туда , пойдешь, будешь думать так-то, а сюда - сяк-то.
  • Анна Елашкина Пока что только хорошие учебники по истории филсофии брались за такую работу фундаментально.
  • Любовь Цой Анна: - ..."мышление нельзя типололгизировать иначе как пробуя его практиковать".
  • Анна Елашкина Анна Елашкина Тогда для систематизации должна быть Игра (или что-то такое), где есть единый процесс востребующий разные типы мышления. Это первый уровень Игры. Потом должны быть практики, которые требуют отчета о типах мышления для своего разворачивания. А потом рефлексивный уровень, который все вместе увидит как форму разворачивания развития. Оргпроект такой мухлрайки будет сложноватым, но посильным ) создание ТП - одна из практик.
  • Владимир Степанов А главный вопрос - в какой онтологии систематизировать знания.
  • Евгений Запоточный В онтологии системы знаний. Что такое система знаний как объект и что такое систематизация знаний как организованная мыследеятельность деятельность. Система знаний и организация знаний в деятельности. И ще вопрос как знание технологизируется и как оно онтологизируется.
  • Владимир Степанов Первичной оказывается проблема онтологизации. Иначе - полный хаос систематизации, если не определиться с онтологией. Придется сначала систематизировать онтологии, чтобы затем их конфигурировать в систему знаний, отбросив лишние.
  • Анна Елашкина Система знаний - это такая практика )))
  • Владимир Степанов Практик множество самых разных в разных онтологиях. Какую выбрать?
  • Евгений Запоточный может быть, сначала инвентаризация онтологий? а после разработка системных принципов, как оснований для построения системы знаний. есть место онтологий и есть место для организации мышления как деятельности, материалом которой являются знаки, а рабочим процессом - схематизация. Полученный материал схем,знаков и схем объектов(на основе онтологий) послужит материалом для разработки технологий мышления.
  • Владимир Степанов Вот это уже серьёзный подход, требует соредоточенного системного размышления в объемлющей рамке и конфигурирования на подходящем верстаке. Дело за рабочей командой. Кстати, онтологии были инвентаризированы на Семейке, материалы есть в Фонде ГП. Розов в среду должен доложить про социальный мир (правда, за деньги).
  • Евгений Запоточный Онтологии были названы в семье -это еще не инвентаризация. В чем деятельность инвентаризции.
  • Владимир Степанов Конечно, это недоинвентаризация, но начало было положено, и можно продолжить в публичном пространстве МД.
  • Владимир Степанов Кстати, я полагаю, что моё строительство здесь и теперь онтопространства и метода оптимизации МД по параметру Р ложится в эту степь.
  • Евгений Запоточный Но только в степи не должно быть путаницы. надо для начала топологию пространства "степи "разметить, куда мы будем выкладывать инвентаризируемые онтологии . Они же потом должны быть объектами мышления.
  • Евгений Запоточный Вообще,инвентаризация в нашем случае это -сделать факты наших представлений (об онтолгиях) объектами мышления. А дальше нужно понять ,что это значит, объекты мышления. Это нечто вне мышления (я бы назвал вне оперативного мышления) это то к чему мы относим знаковые формы, порождаемые мышлением в процессе осуществления мыслительной деятельности. И эту МД мы должны схематизировать.Вот получилось три фокуса -1.инвентаризационный список онтологий, 2.объекты мышления(схемы объекта) 3.Схемы организующие МД.
  • Евгений Запоточный И чтобы понять мой метод нужно мыслить в пространстве а не в речи и тексте. Речь и текст сопровождает и поясняет то что делается в пространстве.
  • Владимир Степанов Очень точно замечено, такие места для предметных онтологий в онтопространсве есть. Онтология религий - в пространстве "Бог", материалного мира - Д, науки - МД, Другого - в дуализме каждого подпространства, Социального мира - всё пространство, СМД-Ме - всё пространство. Оргпрограмма и оргпроект - предстоящий предмет разработки совместной Д.
  • Владимир Степанов Хорошо бы для начала ознакомиться с материалами 6 прошедших игр по онтологии.
  • Евгений Запоточный Для начала практичнее бы было выявить действующие онтологии. Задавая себе вопросы типа - на чем зиждется современный экономизм и принцип экономической целесообразности (как когда то была у нас революционная целесообразность), на чем зиждется представление о государственности России и пространства СНГ, на чем держится представление о техническом освоении мира, какую роль в нашей жизни играет представление о природе, ..и прочие подобные. Куски этих онтология представлены в нашей повседневной жизни - в масс-медиа, обывательской морали, политической жизни...
  • Юлия Зубарева ‎"В Истории человечества было несколько Картин Мира (Онтологий), которые претендовали на то что бы систематически, последовательно отвечать на вопрос: Как устроен Мир?

    Из них три Картины Мира считаются более или менее завершенными, а две рассматриваются как переходные

    1.Космологическая ( Мифологическая)картина мира

    2.Теологическая картина мира

    3. Природная картина мира ( породила спектр современных наук)

    4.1 Историческая картина мира ( переходная)

    4.2 Картина мира- Мир деятельности

    Типологические уровни Онтологии:

    Предельные - несущие метафизическую, трансцендентную миссию

    (выражают мировоззренческие позиции, в них сконцентрировано и сжато столько смыслов, что они приобретают метафизический, символический, а потому и нерефлектируемый характер) К таким Придельным Онтологиям можно отнести :

    1.Космологическая ( Мифологическая)картина мира

    2.Теологическая картина мира

    3. Природная картина мира ( породила спектр современных наук)

    Базовые ( объемлющие) в неизменном виде либо с непринципиальными коррективами исходных универсалий.

    Рабочие (Предметные), как правило, касаются тех или иных рабочих понятий.» ПГЩ

    В тексте использована литература:

    ПГ Щедровицкого «Семейная игра 2010. Онтология: Время»

    Игорь Злотников. Александр Левинтов «Содержание и типология схем в СМД-методологии (введение в тему)»
  • Александр Соколов Может по ближе к теме? Как систематизация знаний относится к онтологизации (онтологиям)?
  • Юлия Зубарева ‎4 предельные Онтологии, 3 «уровня» уже 12. 
    А если учесть что Природная картина мира ( породила спектр современных наук) это она развлекалась «на уровне» Предметном. 
    А потом, еще выявить действующие онтологии ( это будут скорее всего «Кентавр системы» типа Бог+ Наука или Бог+ Мистика+Наука) И при этом надо учесть что они тоже пронизывают Уровни и на каждом уровне плодятся в разных комбинациях... 
    То мы помучим запредельное число Типологий...
  • Александр Соколов Если исходить из темы, то там говрится о типологизации и классификации знаний, а не онтологий.
  • Юлия Зубарева Я это написала для того, что бы мы, в тему, не тащили Онтологии. А если говорить о типологизации, то надо положить принцип построения типологизации.
  • Юлия Зубарева Кто знает как строятся типологии (в СМД подходе)? :)
  • Евгений Запоточный Берутся типы и выстраиваются в логиках. 1.Типы чего? Деятельности. 2. Логики чего? Мышления.
  • Александр Соколов Не, секундочку. В тему онтологии тащит надо, но не так как это сейчас произошло. Онтология точно соотносится с процедурой систематизации знаний. Вполне возможно, что в разных онтологиях и разные систематики получатся. Но сами онтологии не надо типологизировать и классифицировать, вот я к чему, поэтому и про тему напомнил.
  • Александр Соколов Например, в какой такой онтологии различают тип от класса? Чем тип отличается от класса, спрошу просто?
  • Юлия Зубарева Ну например, мы можем предположить что в Научной ( Природной), а еще например в предмете Биология. А предполагаем, что Это в есть в Научной онтологии, потому что нас так учили ( а про другие Онтологии мы знаем мало) И куда нас приведет ваш вопрос?
  • Юлия Зубарева Valeriy Alexandrovich Proskournin:
    1. Методологические замечания к проблеме типологической классификации языков
    http://www.fondgp.ru/gp/ biblio/rus/11
    2. О необходимости типологических исследований в психологии и педагогике 
    http://www.fondgp.ru/gp/ biblio/rus/15
    3. http://www.fondgp.ru/gp/ biblio/rus/28
    О принципах классификации наиболее абстрактных направлений методологии системно-структурных исследований
    4. еще у Генисаретского есть, но не "про" типологию, а уже "с" типологией


Картина дня

наверх