На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • vg avanesov
    Юля, а вот схемку, интересно, сюда никак не выложить?Г.П.Щедровицкий. ...

Систематизация знаний. Типологии. Классификации" 2

  • Александр Соколов Обращаю внимание, что в теме идет фокусировка на знании, а не на чем то другом. Не на формах жизни, живых организмов, веществ, растений, животных звезд, представлений (например, представлений о мышлении) и прочее-прочее. Не надо уходить от темы, где предметом определна систематика именно знаний. Объектом этого предмета является знание, к которому могут быть приложены две процедуры: типологизация и классификация.
  • Александр Соколов Можно попробовать зайти на тему со стороны разбора вопроса: что такое систематизация, систематики? Для чего делают систематизацию знаний? Почему делают систематизацию знаний? Это два ключевых вопроса для любой темы: почему (о причинах) и для чего (о целях). Идти надо от понятия системы.
  • Александр Соколов Грубо, мое предложение сводится по содержанию к следующему ходу: в онтологическое пространство работы с этой темой надо постараться положить понятие системы, системного подхода. Т. е. делать онтологизацию системы. А уже через эту онтологию делать объективацию знания, где онтология будет выступать как призма скозь которую смотрит разработчик этой темы на свой объект (знание) и свой предмет (систематика знания).
  • Любовь Цой Распространенное понимание системы как множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, является излишне расширительным и препятствует практическому использованию системной методологии.
  • Евгений Запоточный КАЖЕТСЯ, В ТЕМЕ РЕЧЬ ИДЕТ О ЧИСТЫХ ЗНАНИЯХ. НУЖНЫ ЛИ ЧИСТЫМ ЗНАНИЯМ ОНТОЛОГИИ КАК ИХ "ОПРАВДАНИЕ" ИЛИ ЧИТСТЫЕ ЗНАИЯ ЖИВУТ В ТИПОЛОГИЯХ И ВХОДЯТ КАК КЛАССЫ В МЫСЛЕПРАКТИКИ ?
  • Александр Соколов Что такое чистые знания?
  • Александр Зубарев Евгений, если можно - чуть подробнее о "чистом знании" (Ч.З.)? Не улавливаю контекста и затрудняюсь в понимании связок "онтология как оправдание Ч.З." и "ч. з. живут в типологиях", и т.д....:), т.к. текст набранный заглавными буквами предполагает его содержательную важность ( я так предполагаю)..
  • Анна Елашкина Да все же просто, это просто онтология знания ))
  • Анна Елашкина В смысле знание как онтология
  • Любовь Цой ‎52 лекция ГП - " онтологические гипотезы - Это удел либо философствующей публики, либо проходимцев. Мало ли что можно утверждать на онтологическом уровне!"
  • Анна Елашкина Любовь, конечно, поэтому только онтология, в которой метод ее получения включен в саму онтологию, имеет хоть какое-то право на жизнь. Онтолгия знания - самый простой вариант такой онтологии.
  • Любовь Цой А тут что, тема по жизнь? Или СМД-онтология - это и есть ЖИЗНЬ?
  • Евгений Запоточный Формальное образование и чистые знания -самой дорогой товар. Но если они не типологизированны и не классифицированы , то их нельзя транслировать, так как в опыте(как это бывает с профессиональным образовавинем) они не передаются.
  • Александр Соколов Правильно я понимаю, Евгений, что ваш ответ на мой вопрос о целях (для чего), вы отвечаете, - для трансляции знаний? Ответ о причинах дадите?
  • Александр Соколов Чистые знания, - это по аналогии как чистое мышление в схеме КМД?
  • Евгений Запоточный О причинах чего?
  • Александр Соколов Того же чего о целях: систематизации знаний. Прочитайте еще раз где я эти вопросы ставил.
  • Александр Соколов Таблица химика Менделеева, - это типология или классификация? Что систематизировано в этой таблице: сами химические объекты или знания об этих объектах?
  • Евгений Запоточный Если не все ячейки таблицы заполнены, как в таблице Менделеева, то это типология - а классифицируют то, что уже есть, и исходят из имеющегося в наличии материала, в отличии от типологий где может и не найтись материала, который может быть вставлен в пустую ячейку. типология позволяет предвидеть наличие чего то не известного но с известными свойствами...
  • Юлия Зубарева Первые типологические характеристики организации, руководства и управления http://smd.mirtesen.ru/ blog/43168014318/ G.P.-SCHedrovitskiy.-Organi zatsiya,-rukovodstvo,-upra vlenie.--Le
  • Александр Соколов ‎"Если не все ячейки таблицы заполнены, как в таблице Менделеева, то это типология", - нет, в классификациях/ классификаторах то же есть пустые места. Это не существенная характеристика для различения.
  • Александр Соколов Евгений, я не зря просил вас ответить на два вопроса, прежде, чем вы начнете делать свои суждения по теме, иначе вы буде больше гадать, чем размышлять. Пример, ваше предыдущее суждение о различении типологии и классификации. Почему я настаиваю на двух этих вопросах? Потому, что они задают содержание действия любого разработчика темы, даже, если это дейстие выражено как у нас здесь в виде суждения/поста/набора постов и пр. Вы согласны с тем, что действие должно иметь причину и цель? Иначе, оно бессодержательно. Если согласны, то за любым вашим постом/суждением, как действием, должны скрываться цель и причина. Давайте двишаться содержательно, а не формально, как вы сейчас стали двигаться. Про цель вы мне не подтвердили и не опровергли мю догадку. Про причины ничего пока не сказали. Может вернемся в начало разработки темы? Я вот пойду дальше таким путем: пойду через эмпирию, пока целевое и причинное у меня не проявится.
  • Александр Соколов Кстати, если бы я был психологом, то примерно так бы указывал на причину выполнения типологизации (построения типологий) человеком. Исходил бы из онтологического полагания/допущения, что типологизацию выполняют во время (в процессе) формирования стереотипов сознания. И причина выполнения процедуры типологизации заключается в том, что человек/сознание человека вынуждено экономить собственные усилия «так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал». Еще одна причина типологизации, - это удобство размещения «наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды». И далее примерно, так: типология, построенная для стереотипичного сознания (и им же построенная) может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы/оно приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.
  • Александр Соколов Если бы я был логиком, то примерно так бы подходил к теме классификации и типологизации: целью этих процедур является поиск, или упрощение поиска некоторого объекта внутри большого множества, набора, "большой неорганизованной кучи объектов". Причина, приводящая к необходимости выполнения классификации, - трудности определения объекта (особенно для "сложных" объектов). Причина, заставляющая выполнять типологизацию, - трудности с отненсением некоторого объекта к заданным эталонам/образцам и пр.
  • Александр Соколов Для справки, какие методы классификации имеет место быть: 1)Иерархический метод классификации, 2) Фасетный метод классификации, 3) Дескрипторный метод классификации. Интересно, это все методы классификации или еще каие то есть? И какие есть методы типологизации?
  • Александр Соколов Правильно ли я понимаю, что классификации строятся на категории "свойство - признак"?
  • Александр Соколов Правильно ли я понимаю, что типологии строятся на категории "признак - критерий"?
  • Евгений Запоточный Александр, я говорю о простом различении-классфицируют то что есть в наличии, выявляя в наличном нечто общее,а типологизируют и то чего нет в наличии. Менделеев посторит периодическую систуму элементов ,взяв за основу абстрактный принцип основанных на моделях атомомов(пусть простят меня химики) и вписал туда то что подхордило под этот типологический ряд,а какие то места оказались пустыми, открыв путь для поиска неизветных елементов,которые в принципе должны где то существовать,с сточки зрения этой типологии. Дргуое дело что типологии могут быть использованы в классификации..
  • Александр Соколов ‎"я говорю о простом различении-классфицируют то что есть в наличии, выявляя в наличном нечто общее,а типологизируют и то чего нет в наличии.", Евгений, а я вам тоже говорю о простом: нельзя деать такое ваше суждение, не указав цели и причины для выполнения процедур типологизации и классификации. Потому что, если вы этого не делаете, то ваше суждение формально. А сначала надо содержательные суждения положить, чтобы потом придавать им те или иные формы. А вы делаете наоборот.
  • Александр Соколов Если вам это не понятно в этой ветке, то вернитесь на ветку с темой "города будущего", там вам может понятнее будет. Я же специально завязал эти две темы между собой, вы это уже поняли? Далее я еще завяжу все это и с темой схематизации (она там внизу пока ждет своего часа).
  • Евгений Запоточный А как вы думаетет типлогизация это формальная или содержательная работа? Я думаю что формальная и логическая а классификация содержательно формализационная.
  • Кукшинов Роман Версия различения классификации и типологии: основанием для построения классификаций являются свойства-атрибуты, а для построения типологий - свойства-функции. Побочное следствие этого: в правильно построенной классификации любой объект (имеющий к ней отношение) всегда попадет в одну клетку (так как объект не может иметь взаимоисключающих значений свойств-атрибутов), в правильно построенной типологии - это вовсе не обязательно (так как один и тот же объект может быть способен выполнять несколько функций).
  • Евгений Запоточный Чем отличается тип от класса?
  • Юлия Зубарева ‎"Все то, что я буду вам дальше говорить, а также все то, что вам вообще говорят на всех социально-гуманитарных курсах, - это сплошные типологии, иногда рефлексивные, иногда не рефлексивные; поскольку типологический метод образования знания сегодня проник в ядро социально-гуманитарного мышления и составляет его основную логико-методологическую компоненту. Если вы чуть-чуть задумаетесь, как вы работаете, например при проектировании или при аналитической работе, или еще при чем-то, то вы увидите, что вы постоянно говорите прозой в том смысле, что пользуетесь разными типологиями. Вопросы появились?
    СИДОРОВ: Как знания получаются в этих двух враждующих или сосуществующих направлениях? Вроде понятно, что они разные там и там, хотя появляются некоторые одинаковые и похожие элементы у этих знаний, допустим, название в типологических решетках и знания естественные, они похожие, а как они сами получаются?
    П.Г.Щ: Что именно Вас интересует?
    СИДОРОВ: Как конструируется типологическая таблица, если она - один из основных компонентов современного социологического знания?
    П.Г.Щ: Не социологического, а гуманитарного, в том числе социологического, если Вы отнесете эту дисциплину к этой группе. Я Вам верну этот вопрос, только в другой форме. А какую именно типологию Вы хотите сконструировать? Потому что я ведь могу ответить в таком залоге, что типологии не столько конструируются, хотя там есть и конструктивные процедуры, сколько они являются результатом рефлексии опыта применения знаний. Вот у Вас есть некоторые знания о предприятии, заимствованные из современных теорий предприятий. Вы приходите на постсоветское предприятие и начинаете их применять, получаете ..., после этого Вы выходите в такую простую рефлексию. Типичным примером простой рефлексии где-то лет 5 тому назад в экспертных тусовках существовал такой сленг, они говорили: есть рынок, а есть наш рынок, есть предприятие, а есть наше предприятие и т.д. Вот Вам простейшая типология - наше и не наше.
    Я сейчас очень серьезно отвечаю, в принципе у Вас только за счет очень высокой культуры работы со знанием могут присутствовать предохранители на их применение. Если у Вас таких предохранителей нет, если их Вам не передали в ходе обучения или они не сформировались за счет опыта деятельности, то Вы будете то знание, которое у Вас есть применять независимо от того, можно его применять или нельзя. И только в тот момент, когда Вы столкнетесь с ситуацией неприменимости, которая должна быть из рефлексии выявлена, у Вас возникает заказ на типологию, т. е. на различение объектов так и таким образом, чтобы это различение позволило построить более сложную конструкцию знания."
  • Юлия Зубарева ‎"Конструктивность типологии будет очень тесно связана с тем, что очень любит А.П. Зинченко, т.е. с семиотической инженерией. Почему? Для того чтобы построить конструктивно типологию, нужно произвести в том числе и переименование, т.е. переименовать объекты в соответствии с типологической схемой. А следовательно, это проблема системно типологических понятий, т.е. таких понятий, которые бы внутрь себя с самого начала включали типологии объектов. Добавьте к этому то, что типологии бывают разные, например, бывают генетические типологии." ПГЩ

Картина дня

наверх