«Демократия» и «недомолотая мука» - разбор полета высокой мысли: КОМУ верить или КАК мыслить?
(Критический анализ основных тезисов Андрея Кончаловского в статье «Недомолотая мука русской истории. Ключевой вопрос времени: готова ли Россия к демократии?»)[1].
(Цой Любовь Николаевна - канд. соц.наук, доцент ф-та менеджмента НИУ ВШЭ).
Преамбула.
Перечитала статью А. Кончаловского я поневоле начала мысленно оппонировать с основными тезисами статьи. Переложила на бумагу и получился текст под названием - «Демократия» и «недомолотая мука» - разбор полета высокой мысли: КОМУ верить или КАК мыслить?". Образ «недомолотой муки» как увертюра к тезису о не готовности России к демократии - это красиво оформленная журналистская метафора, заимствованная у Плеханова. Однако, если журналисты дали такое название статье и автор согласился с таким названием, то это право автора статьи. Значит, автор берет на себя ответственность за последствия своего шедевра, тем более, если автором является Андрей Кончаловский - признанный мастер своего дела в кино мирового масштаба. И этот масштаб, заслуги режиссера, его авторитет, привлекают внимание к его слову, ему хочется верить, прислушиваться и доверять. Ну, если не таким персонам, то кому еще?
Честно сказать, изначально я начала читать статью из любопытства, но в конце ее прочтения, восстановив логику суждений, которая позволила А. Кончаловскому определить «ситуацию» в России, зафиксировать тезис-антитезис, мною были поставлены два вопроса: - «какому тезису верить?», «как возможно мыслить «демократию?», ЧТО должно быть в центре внимания, уж если мы начинаем рассуждать о «демократии».
Логика рассуждения автора и определение ситуации.
1. Фиксация того, что не получается «Не первый век русские властители пытаются "модернизировать" наш народ, и ничего не получается!»
2. Ссылка на Плеханова и Ленина о том, что «уровень российского общества не достиг "высокого уровня сознательности».
3. Фиксация иллюзии по поводу пробуждения общественного сознания в России (митинги и протесты).
4. Ссылка на социологические исследования ИС РАН (лишь в 6% малообеспеченных семей есть компьютер. Среди всего населения России в целом - 19%. Активных пользователей сети интернет в России на 1 тыс. населения - всего 42,3 человека!)
В основу анализа и определения «ситуации» автор статьи ссылается на работы философов и полемизирует с некоторыми тезисами современников.
Андрей Кончаловский утверждает, что:
- Перемещение граждан из сельской местности в город НЕ меняет ментальности, а усиливает негативные черты. (Новейшая история России показывает, что перемещение огромных крестьянских масс в города необязательно делает из них горожан и граждан, - это изменение места прописки, а не ментальности, и, скорее всего, - даже усиление негативных черт той же крестьянской ментальности. Здесь хотелось бы остановиться на этом феномене - проявлении отрицательных черт крестьянина, который живет в большом городе).
- « …. с точки зрения современной европейской правовой науки русское сознание варварски архаично и, можно сказать, криминально».
- « Гражданин - тот, кто идет на митинг добровольно, ему это диктует чувство личной ответственности. Крестьянин идет потому, что ему "хозяин" велел…»
- «… мне хотелось бы только выразить надежду, что серьезное изучение русского общества, каким оно является сейчас, поможет нарождающемуся среднему классу обрести то, что я назвал бы историческим терпением».
- «Нетерпение можно понять, желание немедленного действия можно приветствовать, но нельзя забывать о тех трагических последствиях, которые неизбежны, когда "пробка выбита и нужно пить вино". Судьбы Ленина и Че Гевары - тому наглядные примеры».
Если честно сказать, то ответы А. Кончаловского на многие вопросы, ссылки на философов – не побуждают к самостоятельной мысли, хотя как гипотезы вполне имеют право на существование. Комментарии читателей [2] показывают, что в основном читатель с ними соглашается и восхищается или они вызывают протест и даже агрессию.
Тезис-антитезис.
Полемика А. Кончаловского – режиссера с Е.Ясиным – экономистом (тезис – антитезис) выявляет разрыв и надежду на появление ростка самостоятельного и ответственного отношения самого читателя к тому, что невозможно без него самого. Читателю самому представляется возможность присоединиться к тому или иному тезису, представить себя в роли актора, готового или НЕ готового жить в условиях демократии.
Тезис Евгения Ясина: - Народ готов жить в условиях демократии. ( «… большинство избирателей (3/4 горожане), выразили свою волю жить в условиях демократии, предусматривающей сменяемость властей. Произошло это второй раз за последние 20 лет, хотя многие "мыслители" уже полагали, что народы России по своей ментальности традиционно склонны к подчинению и сакрализации власти. Как выяснилось, отнюдь!».)
Антитезис А.Кончаловского: - Народ НЕ готов жить в условиях демократии («Надежды радикальных демократов на то, что появился новый средний класс, который в состоянии взять на себя реформу системы, что процесс пошел очень быстро, - все-таки не более чем иллюзия… ……..специфика российского среднего класса является важнейшей проблемой, так как это может определять более низкую автономность от власти, особенности сознания и поведения...»)
Итак, для Андрея Кончаловского – Россия представляет собой безнадежную ситуацию, такой вывод основывается на исследованиях социологов и на тезисах классиков рабочего движения и философов 20 века. Но это отнюдь не является показателем великого режиссера нелюбви к России, это его обеспокоенность безнадежностью.
Какому тезису верить? Народ готов жить в условиях демократии или не готов? Есть ли критерии, позволяющие сохранить трезвость мысли и не поддаться искушению красоты фраз, ответов и метафор замечательных людей, признанных специалистов в своем деле?
Что делать? – спрашивает А.Кончаловский.
Его ответ: - «Думаю, что необходимо бесстрашно посмотреть правде в глаза и признать, что предупреждения Плеханова актуальны - Россия еще не готова к демократическому переустройству общества. А для выработки стратегии необходимо бесстрастно проанализировать, каким сегодня является российское общество и сильно ли оно отличается от российского общества столетней или даже трехсотлетней давности».
В противовес тезису А.Кончаловского о том, что «для выработки стратегии необходимо бесстрастно проанализировать, каким сегодня является российское общество и сильно ли оно отличается от российского общества столетней или даже трехсотлетней давности», предлагается АНТИтезис.
«Для выработки стратегии необходим взгляд в БУДУЩЕЕ, и критическое отношение ко многим представлениям и стереотипам о российском обществе столетней или даже трехсотлетней давности»,
Взгляд современного человека обращен в будущее, в котором возможно осуществление принципов демократии, как принципов будущего общества. Из прошлого времени берется метод построения «демократии», как идеального объекта.
Прошлое и будущее: как мыслить «демократию»? Принципы демократии – принципы будущего общества.
Если сравнивать различные подходы к политической демократии, то большинство из них имеют определенные общие элементы, атрибутивные свойства «демократии» как понятия. Эти же элементы/свойства могут быть рассмотрены в контексте отношений между разными социальными группами и институтами власти в России.
1). Создание таких обстоятельств, в которых каждый гражданин может развивать свои потенциальные возможности и выражать свои разнообразные качества. Люди должны уважать возможности друг друга, равно как и способность изучать и поощрять склонности друг друга.
2). Защита от произвольного использования любого авторитета и его подавляющей власти. Это предполагает, что принимаемые решения могут в некотором смысле быть предметом сделки между разными субъектами.
3). Включенность каждого человека в детерминированные условия их объединения. Предварительное условие в этом случае состоит в том, что люди принимают аутентичный и резонный характер суждений друг друга.
4). Распространение экономической возможности разработки доступных ресурсов, включая сюда предположение, что каждый человек избавлены от бремени нуждаемости.
5). Элементом демократия является наличие автономии, а значит и признание границ. Автономия означает способность субъекта (индивидуального или коллективного) быть само-рефлексивными и само-детерминируемыми: «обдумывать, судить, выбирать и действовать различными возможными способами действия». Автономия не могла бы развиваться в тех условиях, где политические права и обязанности были тесно связаны с традицией и фиксированными прерогативами собственности. По мере того как все они постепенно исчезали, становилось возможным и движение к автономии, рассматриваемой как нечто необходимое, то есть то, без чего невозможно обойтись.
6) Принцип автономии связан с договоренностями его реализации. Каковы эти условия? Одно из них состоит в том, что должно соблюдаться равенство в оказании влияния на результаты принятия решений. Принцип автономии поощряет различие - хотя он настаивает на том, что различие не должно быть наказуемым. Институционализация принципа автономии означает точное определение прав и обязанностей, которые должны быть действительными, а не просто формальными.
7) Демократия подразумевает не просто право быть свободным и равное саморазвитие, но также конституционное ограничение распределительной власти. «Свобода сильного» должна быть ограничена, но это не отрицание власти вообще, как это имеет место в случае анархизма.
8) Власть оправдана до той степени, в какой она признает принцип автономии; другими словами, в той степени, в какой могут быть приведены доводы в пользу того, что согласие улучшит автономию теперь или в будущем.
9) В политической сфере этого обычно добиваются с помощью правила «один человек - один голос». Каждый человек должен быть уверен в существовании справедливого арбитра. Каждому человеку должны быть предоставлены средства для того, чтобы их голос каждого был бы услышан. Должна быть предоставлена трибуна (место и время) для проведения свободной дискуссии. Демократия означает дискуссию, возможность использования «силы лучшего аргумента» для учета при принятии решения.
10) Демократически образованный участник диалога способен канализовать свои эмоции позитивным образом: скорее рассуждать, доказывая свои убеждения, нежели втягиваться в болезненные размышления через полемику или эмоциональную критику.
11) Следующей базовой характеристикой демократических отношений является открытая подотчетность, принятие решений разделяемых всем обществом. Открытая дискуссия становится нормальной лишь в связи с определенными проблемами или при особом стечении обстоятельств. Однако принимаемые решения или разрабатываемая политика должны быть открыты взгляду каждому. Подотчетность никогда не может быть непрерывной и потому должна идти в тандеме с доверием.
12) Права определяют привилегии, они указывают также на обязанности и на ответственность. Права являются сущностными формами уполномочивания; они обеспечивают механизмы союза между субъектами. Обязанности определяют ту цену, которая должна быть уплачена за соответствующие права. В демократической политической системе права и обязанности являются предметом договора и никогда не могут просто предполагаться. Права и обязанности, таким образом, должны стать центром непрерывного рефлексивного внимания всего общества.
14) Демократический порядок НЕ подразумевает общий для всех процесс «снижения уровня», а обеспечивает развитие индивидуальности. Демократия НЕ есть одинаковость, она НЕ является врагом плюрализма. Демократия - это враг привилегий, где привилегия определяется как удерживание прав или обладание благами, доступ к которым НЕ является справедливым и равным для каждого.
Таким образом, демократия в обществе обеспечивает «свободные и равные отношения» между людьми для раскрытия потенциальных возможностей каждого в интересах их совместной жизни.
Так готова ли Россия к таким преобразованиям? Исходя их вышеперечисленных атрибутивных свойств «демократии» и тех процессов, которые сегодня происходят в России, тезис А.Кончаловского «Народ НЕ готов жить в условиях демократии» является ЛОЖНЫМ и ему верить НЕЛЬЗЯ.
Резюме.
Надо знать, как мыслят деятели культуры, известные артисты, гениальные режиссеры, спортсмены (и мыслят ли они), прежде чем следовать ходу их мысли или НЕ следовать. Спрос с таких людей велик, ибо влияние их на общественное мнение и знание обывателя – велико, а прикосновение к проблемной теме, должно быть подобно резцу, отсекающему от глыбы все лишнее. А.Кончаловский изящно и мастерски отсек то, ЧТО должно быть в центре внимания, уж если мы начинаем рассуждать о «демократии». Честный мастер просто скажет - "извините, я в демократии не очень разбираюсь, я режиссер и в этом я понимаю, а мое мнение по демократии мало чем отличается от обывательского мнения". [3] Известность не дает морального права высказываться обо всем, во что упирается взгляд известности. Единственное моральное право известного человека – это ограничивать себя там, где он дилетант, ибо известность еще не означает автоматического доверия ко всему, к чему он прикасается.
[1] А.Кончаловский. Недомолотая мука русской истории. Ключевой вопрос времени: готова ли Россия к демократии? http://www.rg.ru/2012/02/07/konchalovski.html
[2] Комментарии читателей http://www.rg.ru/2012/02/07/konchalovski.html
[3] Е. Запоточный. Дискуссия на ФБ http://www.facebook.com/groups/cjnflictolog/
Свежие комментарии